Примерное время чтения: 6 минут
187

«Автороскошь» возрождается на фоне падения продаж массовых автомобилей

Европейцы начинают экономить на покупке новых автомобилей. По данным Ассоциации европейских производителей автомобилей, в октябре продажи упали на 14,5% по сравнению с октябрем прошлого года. Ничего удивительного в этом нет. Жители Старого света уже давно насытили первоначальный спрос, и лишь обновляют свои автомобили по мере надобности. На фоне стремительно развивающегося кризиса отложить покупку на год-другой – дело совершенно обычное. Другое дело – страны Центральной и Восточной Европы, к которым часто относят и Россию, где темпы роста исчисляются десятками процентов в год. Многие покупают первые автомобили и часто – в кредит. Замедление здесь пока менее существенно. Так, продажи в Западной Европе снизились на 15,5%, а в Восточной – всего на 3,3%. А, например, в Польше они и вовсе выросли на 12,3%.

Но общая тенденция – все-таки спад. У США дела обстоят еще хуже. В октябре уровень продаж упал здесь на 32% - до минимального за последние 25 лет уровня. В самом скверном положении корпорация General Motors – ее продажи упали на 45%, в Европе – более чем на 25%. Россия, как один из динамично развивающихся рынков, и «тормозит» медленнее. «В октябре рост продаж составил 9%, - рассказал «АиФ» аналитик ИК «Тройка-Диалог» Геннадий Суханов. – На фоне более чем 20-процентного роста в октябре прошлого года замедление, конечно, налицо. Но говорить о спаде пока рано. Хотя в ноябре-декабре рост действительно может быть нулевым».

Что касается 2009 года, аналитики единодушны – они обещают автопрому тяжелые времена. Зарплаты из-за кризиса сокращаются, количество рабочих мест – тоже, получить кредит все сложнее. Неудивительно, что люди оставят мечты о такой крупной покупке, как автомобиль, до лучших времен. «Объемы продаж в будущем году вряд ли превысят показатели года нынешнего, - считает эксперт по автопрому Ernst & Young Иван Бончев. – Четкий прогноз делать тяжело, поскольку все зависит от той поддержки, которую рынку окажет государство. Это касается как России, так и зарубежных стран». Как известно, денег у властей уже попросил немецкий концерн Opel. Речь идет о 500 млн евро - это половина потерь фирмы Opel из-за финансового кризиса. Возможно, примеру концерна последуют и другие игроки рынка – пока они предпочитают ждать.

Помогут ли им власти? Похоже, что да. «Изначально рентабельность автопрома низкая, - рассуждает Г.Суханов. – Поэтому продажи падают быстрее, чем экономика в целом. Хуже всего придется американским производителям, в Европе дела обстоят немного лучше. Если кризисное падение усугубится, власти США и стран Европы выделят средства на поддержку отрасли по тому же принципу, как они уже помогли финансовым организациям». Возможно, будут выделены средства на поддержку автокредитования. Поэтому массовых банкротств, скорее всего, не будет. «В России мотивация другая – большинство автопредприятий – градообразующие. Спад производства или его остановка оставят без работы целые города, что чревато социальной напряженностью, - говорит эксперт. – По всей видимости, этого не допустят. Хотя, если честно, российскому автопрому хорошо помогла бы некоторая девальвация рубля».

Так или иначе, в ближайшие год-два рынку придется нелегко. «Скорее всего, в 2009 году в России будет продано менее 3 млн. легковых автомобилей», - полагает И.Бончев. Для сравнения, по прогнозу Ассоциации европейского бизнеса, в 2008 году их количество не превысит 2,75 млн. До кризиса аналитики считали, что 2008 год по уровню роста продаж повторит предшествующие несколько лет, а в 2009 году будет реализовано около 4 млн. легковых машин. Аналитики агентства «J.D. Power and Associates» высказывают и вовсе пессимистичные оценки. По их мнению, к 2009 году из-за спада кредитования автомобильная отрасль во всем мире может оказаться на грани краха. По прогнозам агентства, в 2009 году сильнее всего сократятся продажи автомобилей в Европе, Китае и Индии, не говоря уж о США.

Но даже те автоконцерны, которые пока предпочитают решать свои проблемы без помощи государства, вынуждены сокращать объемы производства. Так, Mitsubishi сократила объем производства внутри страны на 100 тыс автомобилей. Сокращение вводится сроком на 5 месяцев, начиная с ноября. А Nissan объявил о сокращении более 1,5 тысяч рабочих мест в Испании. И практически все вынуждены «прогибаться» под потребителя. Некоторые производители уже объявили о снижении цен на российском рынке. Автомобили в сегменте до 25 тыс. долларов потеряли в цене 5-10%, премиум-класс подешевел на 70-150 тыс. руб., на отечественные автомобили предлагают скидки порядка 15 тыс. рублей. Кое-кто предлагает специальные кредиты с низкой процентной ставкой. Тем не менее, по данным соцопросов, примерно треть россиян, планировавших в ближайшее время купить новый автомобиль, из-за кризиса решили отложить покупку. По общему мнению аналитиков рынка, в выигрыше окажутся те, у кого на данный момент есть достаточная сумма наличных. В течение года они будут самыми желанными клиентами дилеров и могут рассчитывать на хорошие скидки.

Все вышесказанное верно, если речь идет о массовом сегменте. Но есть еще и рынокэксклюзивных автомобилей, развивающийся по своим законам. Этот «штучный» товар, как правило, изготавливается по специальному заказу, и его цена измеряется сотнями тысяч долларов. Реализуются они, как правило, в развитых странах Европы, США, в богатых нефтью арабских странах. Среди развивающихся государств больше всего потребителей «автороскоши» живет в России и Китае, рассказывает Г.Суханов. Некоторые эксперты считают, что этого сегмента кризис пока не коснулся. Более того, австралийская фирма Brabham, обанкротившаяся около 15 лет назад, планирует восстановить производство. В ближайшем будущем она намерена показать публике свои спортивные новинки, разработанные на базе BMW. «Это связано с тем, что потребители автомобилей такого класса – обеспеченные люди, - считает И.Бончев. – Кризис сказывается на них в меньшей степени и отказываться от своего стиля жизни они не намерены». Но не все так однозначно. «Богатых людей не так много, уверен Г.Суханов. – И даже они сегодня воздержатся от покупки третьего или четвертого автомобиля». Очевидно, если этот сегмент и ощутит на себе влияние общего спада, то позже, чем более массовые марки.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах