469

Российский авторынок. Тенденции и прогнозы

Отчет основан на данных за 6 месяцев 2009 года и при прогнозе развития рынка учитывает негативное влияние, оказываемое сейчас финансовым кризисом.

В отчете представлена динамика российского рынка, его структура, ценовая сегментация, рассчитывается емкость в денежном выражении, а также дается ряд других параметров. В отчете также представлена информация по региональной структуре продаж иномарок, марочной структуре импорта новых и подержанных автомобилей, а также обновлена информация по рынку автокредитования в России. Кроме того, в отчете представлены данные по парку легковых автомобилей в России в разрезе марок и возраста ТС. Традиционно освещается тема итогов производства и перспектив сборки иномарок в России. Представлены прогнозы продаж по маркам на текущий год и ближайшую перспективу.

Рынок легковых автомобилей в Европе

Падение европейского автомобильного рынка, которое началось в 2008 году, продолжилось и в первом полугодии 2009 года. Мировой экономический кризис, растущие цены на топливо и ряд других факторов, косвенно влияющих на благосостояние покупателей, отражаются и на показателях динамики продаж легкового транспорта. В первые шесть месяцев текущего года падение европейского авторынка (с учетом рынка России и Украины) в целом составило 18,4%.

Для стимулирования спроса на автомобили в ряде европейских стран автомобильный рынку оказываетсясущественная поддержка субсидиями и льготами. Это привело к заметному роста рынков в этих странах. По итогам первого полугодия наибольшее количество проданных автомобилей приходится на Германию – 2,05 млн. шт., их доля составляет 25% от общего европейского рынка. Второе место разделили Франция (1,13 млн. шт.)  и Италия (1,12 млн. шт.) – на их долю пришлось по 13,7%. На третьем месте расположилась Великобритания, где было реализовано 925 тыс. новых автомобилей (11,2%).

Среди стран Центральной Европы наибольшего внимания заслуживает Словакия, которая закончила полугодие с положительными показателями динамики продаж (+ 18,4%). Наиболее заметно сократились объемы продаж легковых автомобилей в Исландии, Латвии и Украине (-82,3%, -78,9% и -73,8% соответственно).

Авторынок России и его структура

По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», за первые 6 месяцев 2009 года в России было продано немногим более 728 тыс. новых легковых автомобилей, что ниже результата за аналогичный период прошлого года на 691 тысячу машин. Доля иномарок при этом сократилась до 73,34% (534 тыс. шт.). Отечественные модели улучшили свои позиции: их доля увеличилась, достигнув отметки в 26,66% (194 тыс. шт.) с 25,49% в первом полугодии прошлого года.

Лидером российского рынка по-прежнему остается тольяттинская LADA, продажи которой за рассматриваемый период составили более 183 тысяч штук, а рыночная доля увеличилась до 25,14%. На другие отечественные марки с каждым годом приходится все меньшая часть российского рынка легковых автомобилей: по итогам первого полугодия эта цифра составила меньше 2% и существенного влияния на рынок этот сегмент уже не оказывает.

Самой продаваемой иномаркой в России в первом полугодии текущего года стали автомобили Chevrolet с объемом продаж 60 тыс. шт. – их рыночная доля составила 9%. Благодаря модели Focus, которых было продано чуть более 29 тыс. шт., компания Ford переместилась на вторую позицию среди иномарок (49057 штук и 6,7% рынка). Японский Nissan с 39 тысячами проданных автомобилей поднялся с пятой строчки рейтинга на третье место. Toyota (38 тысяч шт.) переместилась на четвертую позицию. Замыкает пятерку лидеров Hyundai с результатом в 37 тысяч проданных новых автомобилей, изменение по сравнению с 2008  годом составляет  -63,9%.

Одной из главных причин значительного падения российского автомобильного рынка в первой половине 2009 года стало существенное сокращение объемов выдачи кредитов на покупку автомобилей. Специалисты аналитического агентства «АВТОСТАТ» оценивают реализацию автомобилей в кредит за первые шесть месяцев 2009 года на уровне 130 - 150 тысяч машин. При этом за аналогичный период прошлого года в кредит было продано около 700 тысяч новых автомобилей. Таким образом, падение этого сегмента рынка составило примерно 80%.

Емкость и ценовая сегментация рынка

Преобладание продаж иномарок в условиях падающего рынка и снижения автокредитования, а также отрицательная динамика курса доллара привели по итогам 6 месяцев текущего года к спаду средневзвешенных розничных цен, исчисляемых в долларах.

По расчетам аналитического агентства «АВТОСТАТ»,  средняя цена автомобиля на рынке в долларовом эквиваленте снизилась на 19,2% и составила 18 тыс. USD.

Что касается новых иномарок, то средневзвешенная цена на них  упала до отметки в 22,2 тыс. USD (против 26,4 тыс. USD в конце 2008 года).

Наиболее доступной, как и прежде, остается продукция LADA – средняя цена одного вазовского автомобиля составила 6,8 тыс. USD (по средневзвешенном курсу USD за полугодие 33,27 руб.).

Значителен спад средней стоимости автомобилей других российских марок (с 14,6 до 10,3 тысячи долларов США) за шесть месяцев текущего года. В секторе подержанной импортной техники также прослеживается отрицательная динамика: стоимость одного ввезенного в отчетный период автомобиля снизилась до 16 тысяч USD. Суммарный объем рынка легковых автомобилей в России по итогам полугодия составил около 13,6 млрд. долларов США.

С точки зрения ценовой сегментации российского рынка, в первой половине 2009 года произошли достаточно серьезные изменения. В отчетный период наряду с увеличением розничной стоимости автомобилей, номинированной в рублях, практически все автопроизводители достаточно активно использовали скидки, бонусы и специальные акции. В итоге стоимость автомобилей в долларовом эквиваленте снизилась в среднем на 19%, что сказалось на ценовой сегментации рынка.

Так, вазовские автомобили «классического» семейства вновь вернулись в диапазон до 6 тыс. USD, обеспечив ему порядка 5% рынка. В 2008 году в этом диапазоне вообще не было продаж. За счет вазовских топ-моделей  (LADA Priora  и «люксовые» исполнения LADA Kalina), а также ряда бюджетных иномарок существенно расширился объем продаж в диапазоне от 6 до 10 тыс. USD.  По итогам января - июня на этот диапазон приходилось чуть более 30% рынка, тогда как по итогам 2008 года лишь 12,6% рынка. За счет перемещения в более доступную нишу почти в два раза сократился ценовой диапазон от 10 до 20 тыс. USD. Сейчас на него приходится лишь чуть более четверти  рынка (25,7%), тогда как в прошлом году приходилось более 45%. Некоторое снижение фиксируется и в более высоких ценовых диапазонах, но здесь движение не столь ощутимо. Уменьшение этих сегментов составляет от 0,1 до 1,3%, что говорит о падении продаж дорогих автомобилей наравне с рынком либо равномерном перемещении моделей в более низкие ценовые сегменты.

Региональная структура продаж иномарок

По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», через салоны официальных дилеров за шесть месяцев текущего года в России было реализовано немногим более 534 тысяч легковых автомобилей иностранных брендов, что на 49,47% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Как и в 2008 году, региональная структура продаж иномарок сохранилась без изменений. Подавляющее большинство реализуемых в стране легковых автомобилей иностранных брендов (более 52%) приходится на четыре субъекта Российской Федерации: Москву, Санкт-Петербург и соответствующие им области. По оценке аналитического агентства «АВТОСТАТ», за шесть месяцев 2009 года в Москве и МО было реализовано более 222 тысяч автомобилей и, как следствие, высокий процент (41,7%) от общероссийского объема продаж. В Санкт-Петербурге продано 59 тысяч автомобилей, а доля рынка города-на-Неве и Ленинградской области составляет 11%. Замыкает тройку лидеров Свердловская область с результатом продаж чуть более 17 тысяч автомобилей (3,2%). Наименьший спад продаж в первом полугодии 2009 года зафиксирован в Республике Мордовия (-4,26%), Калининградской области (-14,5%) и Калужской области (-17,89%). 

Динамика и структура импорта легковых автомобилей

За первые шесть месяцев 2009 года в Россию юридическими лицами официально импортировано более 280 тысяч легковых автомобилей, что на 71% меньше, чем за аналогичный период прошлого  года. Более 273 тысяч машин, или 97%, приходится на новые автомобили. Импорт подержанных автомобилей с введением новых таможенных пошлин сократился в 25 раз до 7771 шт. На долю «секонд-хэнда» теперь приходится менее 3% импорта, тогда как годом ранее подержанные иномарки занимали примерно 20% от общего объема импорта юридическими лицами.

В первом полугодии юридические лица больше всего импортировали автомобили Nissan (34266 шт.), Chevrolet (28596 шт.) Toyota (24737 шт.), Hyundai (24600 шт.) и KIA (23929 шт.). На эти пять марок приходится почти половина (49%) импорта. Среди прочих брендов с относительно значимыми объемами импорта можно выделить: Mitsubishi, Mazda, Peugeot, Daewoo и Ford, Honda, Suzuki, Opel и Audi. В то же время более чем в 10 раз сократился ввоз автомобилей таких марок, как Renault и Skoda, сборка которых налажена в России. Также обращает на себя внимание существенное сокращение ввоза китайских автомобилей.

Отметим также, что в первой половине текущего года импортеры продолжали активно ввозить машины 2008 года выпуска. По данным «АВТОСТАТа», за прошедшие 6 месяцев границу пересекли 160 тысяч прошлогодних иномарок, что соответствует 56,4% от общего объема импорта. Тем не менее от месяца к месяцу доля машин 2008 года выпуска постепенно сокращается. Интересно, что наибольшую долю машин 2008 года выпуска поставляют японские компании - Mazda, Mitsubishi, Toyota, Subaru, а также корейская Hyundai и немецкий Volkswagen.

Прогноз развития автомобильного рынка Рф

После проведения анализа итогов первой половины 2009 года специалисты аналитического агентства «АВТОСТАТ» в очередной раз изменили прогноз развития российского рынка в сторону уменьшения. Причем текущая ситуация в экономике России развивается таким образом, что вероятность серьезных потрясений на осень 2009 года увеличивается.

Реальные доходы населения снижаются,  и потенциальных покупателей новых автомобилей становится все меньше. В то же время автомобили,  поставленные на российский рынок за время «потребительского бума» 2005 - 2008 годов, постепенно выходящие на вторичный рынок, являются сейчас хорошей альтернативой новым машинам. В итоге, ориентируясь на тот объем информации, который доступен по состоянию на август 2009 года, аналитики «АВТОСТАТ» видят два базовых сценария развития российского рынка.

По оптимистическому сценарию в текущем году будет продано 1,55 млн. автомобилей, а весной 2010 года начнется рост рынка. Пессимистический сценарий предполагает объем текущего года на уровне 1,35 млн. машин с дальнейшим падением в 2010 годах и началом роста лишь в 2012 году.

Итоги производства легковых автомобилей в РФ

По итогам I полугодия в России было выпущено 289 тысяч легковых автомобилей, что на 60% ниже показателя за аналогичный период 2008 года. При этом объем производства легковых автомобилей традиционных отечественных марок за шесть месяцев снизился на 65,1%, тогда как падение выпуска иномарок оказалось несколько меньшим – 52,7%. Предприятия, работающие в режиме «промышленной сборки», за шесть месяцев нынешнего года изготовили 100,5 тысячи автомобилей или 55,1% от общего объема выпуска иномарок.

Лидер российского автопрома, АВТОВАЗ, в нынешнем году возобновил производство в феврале и в дальнейшем работал в сокращенном режиме, поэтому его показатели производства ниже прошлогодних на 63,7% – 139421 автомобиль. Что касается производителей иномарок, то крупнейшим из них по-прежнему остается «Автотор», который выпустил 29,8 тысячи машин – на 46,3% меньше, чем годом ранее. Стоит также отметить, что за счет эффекта низкой базы увеличил производство петербургский завод Toyota (+60,8%, 2,4 тысячи машин), благодаря расширению модельного ряда показал рост и калужский Volkswagen (+23,2%, 25,1 тысячи штук).

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество