Основой для издания стали итоги комплексного исследования таких ключевых направлений российского автомобильного сектора, как производство, продажи и парк. В силу достаточно длительного периода наблюдений представленный объем статистической и аналитической информации более чем внушителен, однако традиционная структурированность материала позволяет достаточно легко с ним работать. В справочнике приведена подробная хапрактеристика основных производителей автомобилей и ключевых игроков российского автомобильного рынка, представлена информация по автомобильным паркам каждого из регионов страны. Традиционно отчет содержит широкий диапазон оценок, анализов и прогнозов по самым различным аспектам российского автомобильного рынка.
ПРОИЗВОДСТВО
По итогам 12 месяцев 2008 года объем производства автомобильной техники в России вырос на 7,3%, составив более 1 миллиона 796 тысяч единиц выпущенной продукции. При этом специалисты отмечают, что даже без влияния кризисных явлений в последние годы все отчетливее просматривалась тенденция по замедлению роста объемов производства. Так, например, положительная динамика по итогам 2007 года составляла 11%, а еще годом ранее – 11,4%.
Основным видом продукции отечественного автопрома остаются легковые автомобили – на них в 2008 году пришлось уже более 81% от общего объема производства, что в количественном выражении составило немногим более 1 миллиона 470 тысяч единиц. Со значительно более скромными результатами закончил год сектор грузовых автомобилей: 258,8 тысяч штук, при этом их доля в общем объеме производства сократилась довольно ощутимо – с 17,3% до 14,4%. Не менее сложным стал прошлый год и для производителей пассажирской техники: объем сборки автобусов уменьшился до 67,2 тысяч штук, а доля сегмента впервые за долгое время оказалась меньше 5%. Таким образом, положительную динамику производства автомобильной техники в России в прошлом году целиком и полностью обеспечил легковой сегмент, доля которого в общем объеме производства автомобилей выросла до 80%. Коммерческая техника (как грузовая, так и пассажирская) на предприятиях страны выпускается все меньшими объемами.
Основной прирост производства в легковом сегменте автопромышленности был обеспечен успешной работой всего нескольких предприятий. Среди представителей традиционных российских предприятий увеличил объем производства только АВТОВАЗ, который по итогам прошлого года выпустил более 800 тысяч автомобилей – на 8,9% больше, чем в 2007 году. Положительная динамика отрасли в целом стала возможной только благодаря успешному запуску и развитию в стране целого ряда проектов по сборке автомобилей иностранных брендов. Так, калужский завод Volkswagen и питерский GM в рассматриваемый отрезок времени суммарно смогли выпустить порядка 103 тысяч машин, что в несколько десятков раз превышает результат их дебютного, 2007 года. Неплохо обстоят дела и на заводе «Sollers» в Набережных Челнах: годовой объем производства достиг 35,7 тысяч единиц в легковом и порядка 13 тысяч в грузовом секторе.
ПРОДАЖИ
По данным аналитического агентства «Автостат», в прошлом году в России в общей сложности было продано немногим более 2,8 миллиона новых легковых автомобилей, что на 17% больше, чем годом ранее. При этом в структуре продаж сохранилось преобладание продукции иностранных брендов: по итогам прошлого года их доля рынка увеличилась до 75,3%, а продажи превысили отметку в 2,1 млн. штук.
Лидером среди иномарок стала продукция Chevrolet – популярные и относительно доступные модели, производство которых организовано в том числе и на территории РФ, позволили дилерам реализовать свыше 235 тысяч автомобилей. Значительно скромнее результат Hyundai и Toyota: 192,7 и 190 тысяч машин соответственно. Среди всех прочих марок отметку в 150 тысяч проданных в прошлом году машин удалось преодолеть только компании Ford: (186,8 тысяч штук). Наиболее динамичным ростом темпов реализации отметилась Honda - прошлый год она закончила на 10 месте, увеличив объемы продаж относительно 2007 года почти в 2,5 раза (до 89,1 тысяч автомобилей).
На фоне таких успехов результаты отечественных марок выглядят гораздо скромнее. Так, за 12 месяцев 2008 года официальными дилерами Lada в России было продано немногим более 640 тысяч легковых автомобилей, что на 6,4% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Среди всех представленных семейств положительную динамику продаж по итогам рассматриваемого отрезка времени показали относительно свежие Kalina и Priora.
Другой яркий представитель отечественного машиностроения – ОАО «ГАЗ» - испытывает серьезные трудности с реализацией: по итогам 12 месяцев удалось продать всего около 20 тысяч «Волг» различных модификаций, что почти на 45% меньше результата 2007 года. Откровенно слабо стартовал амбициозный нижегородский проект Siber: с момента официальной премьеры дилерам удалось в прошлом году реализовать всего 428 таких автомобилей.
Одним из немногих предприятий традиционного отечественного автопрома, которому удалось по итогам прошлого года нарастить продажи своей продукции в легковом секторе, стал Ульяновский автозавод. Так, за 12 месяцев через сеть официальных дилеров было реализовано 26,8 тысяч внедорожников различных моделей, что на 2% больше, чем в 2007 году. Пользуются довольно устойчивым спросом и легкие грузовики УАЗ: объем реализации вырос на 13,7%.
ПАРК
Российский парк автомобильной техники по состоянию на 1 января 2009 года без учета прицепов и полуприцепов насчитывал немногим более 41,2 миллиона транспортных средств, подавляющее большинство которых (88%) находится в собственности физических лиц. Основу парка, безусловно, составляют легковые автомобили: их численность по итогам прошлого года превысила отметку в 32 миллиона единиц. Подавляющее большинство легковых машин находится в собственности физических лиц – их доля достигает 95%.
Число зарегистрированных легковых иномарок вплотную приблизилось к отметке в 11 миллионов единиц, из которых на машины российской сборки пришлось пока всего лишь 10%.
Парк грузового транспорта и автобусов в сумме насчитывает немногим более 6,2 миллионов штук. В собственности юридических лиц находится более 52% парка этих категорий. Для этих же категорий характерен наиболее высокий средний возраст транспортного средства. Так, в возрасте старше 10 лет находится порядка 62% грузовых автомобилей и почти 45% автобусов.