Он дает возможность подробно рассмотреть структуру ввоза грузовой техники в Россию, его марочную, модельную структуру, а также позволяет оценить число стран-производителей и поставщиков.
Изучение импорта автомобилей в страну позволяет существенным образом дополнить картину формирования автомобильного рынка в России и более четко рассмотреть тенденции его развития.
Динамика импорта
В 2008 году в Россию было импортировано 180,3 тысяч коммерческих автомобилей, что на 6,5% больше чем годом ранее. Следует отметить, что в эту цифру входят новые и бывшие в употреблении коммерческие автомобили всех весовых категорий, включая седельные тягачи.
Объемы импорта грузовых автомобилей в 2008 году увеличивались ежемесячно, начиная с января, достигнув максимальной величины к июлю. Однако, уже с августа ежемесячные объемы ввоза начали неуклонно снижаться. Рынок грузовых автомобилей одним из первых ощутил на себе влияние развивающегося в стране экономического кризиса, вследствие снижения спроса на грузовые автомобили, в первую очередь из-за резкого сокращения грузооборота в стране и падения строительной отрасли, а также сокращения финансирования лизинговых программ и ужесточения условий кредитования покупателей банками. Поэтому импорт автомобилей в октябре и ноябре 2008 года уже значительно уступал по своим объемам аналогичным показателям предыдущего года. Тем не менее, после подписания правительством постановления об увеличении таможенных пошлин, в декабре последовал всплеск объемов импорта до уровня летних месяцев, когда границу страны пересекало по 14-16 тысяч автомобилей.
Несмотря на негативное развитие ситуации во второй половине года, суммарный объем импорта коммерческих машин превысил аналогичный показатель 2007 года. При этом динамика импорта по различным весовым сегментам имеет существенные различия. Сегмент легких коммерческих автомобилей вырос по итогам года на 12% до 95 тысяч автомобилей. Существенно выросла в этом сегменте доля новых автомобилей – с 45% до 65%. Во многом росту доли новых машин способствовал рост импорта новых пикапов и грузопассажирских версий легковых автомобилей.
Импорт тяжелых коммерческих автомобилей, включая седельные тягачи, увеличился на 6,2% до 63,3 тысяч машин. В этом, сегменте доля новых машин в 2008 году снизилась до 53% с достигнутых в 2007 году 60,5%.
Импорт автомобилей среднетоннажного сегмента сократился в 2008 году до 18 тысяч машин или на 12%. Отчасти этот факт можно объяснить началом сборки в России автомобилей Isuzu.
Сложившаяся на рынке грузовых автомобилей ситуация во втором полугодии, развивающийся экономический кризис, некоторые меры предпринимаемые правительством для поддержки внутреннего производства позволяют спрогнозировать падение импорта грузовых автомобилей в 2009 году до 50% по отношению к 2008 году.
Структура импорта
Структура импорта грузовых автомобилей остается практически неизменной в течение ряда последних лет. Большая доля его приходится на легкие коммерческие автомобили, которая составила по итогам года более половины от общего количества импортированных грузовых машин – 52,7%.
На долю тяжелых грузовиков приходится 37,3% от общего объема импортированных в страну коммерческих автомобилей.
Сегмент среднетоннажных грузовиков составляет 10,0% от объема ввезенной в страну грузовой техники. В сравнении с предыдущим годом увеличилась доля LCV на 2,3% и на 2% снизилась доля импорта средних грузовиков.
Из 180,3 тысяч грузовых автомобилей доля новых машин составляет 60,2% или 108,5 тысяч штук.
При рассмотрении структуры импорта по брендам, вне зависимости от разбиения техники по сегментам, наибольшее количество грузовых автомобилей – 18,2 тыс шт, ввезенных на территорию страны в 2008 году носит марку Ford. Доля марки в импорте коммерческих машин составляет 10,1%. Следует отметить, что объем ввоза автомобилей Ford увеличился в сравнении с 2007 годом во всех сегментах.
Вторую позицию с объемом 12,8 тысяч автомобилей, занимает Mercedes, доля которого в импорте грузовых машин в Россию составляет 7,1%. Модели марки присутствуют также как и у Ford во всех весовых сегментах, но рост в истекшем году отмечен только в секторах легких и тяжелых автомобилей.
На третьем месте по общему объему ввезенных машин находится марка Volvo с долей 6,7%, но присутствующая в сегменте только средних и тяжелых машин. Несколько уступает ей марка MAN с долей 6,3%, предлагающая автомобили в этих же весовых сегментах.
Далее следуют три марки, не имеющие предложений в секторе тяжелых машин: Mitsubishi, Volkswagen и Nissan.
При этом в первую десятку по объемам импорта коммерческих автомобилей вошли лишь две японские марки Mitsubishi и Nissan и одна корейская – Hyundai, остальные семь мест за европейскими производителями.
Следует отметить, что марочная структура импорта грузовых автомобилей весьма разнообразна и на долю первой десятки марок приходится немногим более 50% от объемов ввезенной техники.