Такое внимание к лампочкам обусловлено все большим распространением и доступностью комплектов для установки «ксенона» практически на любую машину. Китайские производители оперативно отреагировали на запросы автовладельцев и предлагают ксеноновые лампы практически с любым цоколем, что позволяет устанавливать их в фары абсолютного большинства авто. Вот только… Делать это не стоит.
Галогеновая лампа – суть обычная лампа накаливания. Отличие только в том, что в колбу вводят пары йода и брома, которые способствуют обратному переносу испарившегося вольфрама на спираль. Это позволяет поднять ее температуру. И, как следствие светоотдачу. Современные лампы обеспечивают световой поток до 1500 Лм. Однако в ряде случаев, например при движении по темной трассе с высокой скоростью, этого может показаться мало и тогда…
Тогда на сцену выходят газоразрядные металлгалидные лампы. Источником света в них служит не нагретая спираль, а электрический разряд в среде инертного газа, насыщенного парами металлов. В качестве наполнителя колбы выступает ксенон, благодаря чему такие лампы называют ксеноновыми. Подобная лампочка может выдать «на гора» световой поток в 2600-3200 Лм! Иными словами она более чем в два раза ярче обычной «галогенки». Чем и привлекла как автопроизводителей, так и любителей улучшить свой автомобиль. И все было бы неплохо, если не ряд «НО».
Автомобильная фара должна освещать полотно дороги и обочины. И при этом не слепить встречных водителей. Ведь вы на дороге не одни. Проверяют это на стенде. На рисунке классическая «европейская» схема светорапределения пучка ближнего света. При проектировании фары контролируют освещенность более чем в 20 точках контрольного экрана. Но в «обычной жизни» наибольший интерес представляют указанные на схеме: 75R и 50R – они позволяют оценить насколько эффективно фара будет освещать полотно дороги. Не менее важна точка B50-L. Она расположена на уровне глаз водителя встречного автомобиля. Уровень освещенности в контрольных точках устанавливается правилом ЕЭК ООН №1, которое ратифицировано Российской Федерацией и на территории нашей страны действует как ГОСТ Р41.1-99 (Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автомобильных фар, дающих асимметричный луч ближнего и (или) дальнего света). Так освещенность в точке B50-L не должна превышать 0.4 люкс, а в точке 0-0 – 0.7 люкс. Почему не ноль? Ответ очевиден. Малый световой поток не ослепит встречных, зато позволит рассмотреть дорожные знаки, которые оказываются выше свето-теневой границы пучка фары. Когда на машине установлены штатные (заводские) фары И предназначенные для них качественные лампы картина получается именно такая, как просит стандарт. Но вот владелец решил «выйти из сумрака» и поставил в фары ксенон…
Даже если предположить, что геометрия источника света в газоразрядной лампе совпадет с формой спирали «обычной» лампочки (а это не так), увеличенный в 2.5-3 раза световой поток приведет к пропорциональному увеличению засветки во всех точках пучка. Соответственно увеличится освещенность… Глаз встречного водителя. Вместо безопасных 0.4 люкс ему перепадет от 1 до 1.3 люкс, что сопоставимо с требованиями по освещенности обочины в пределах основного пучка фары. При этом реальный «паразитный» световой поток будет еще больше. Это связано с тем, что в лампе накаливания источником света служит спираль. В первом приближении ее можно рассматривать как светящийся цилиндр. В ксеноновой лампе свет испускает дуга газового разряда, которая имеет произвольную форму и, вдобавок, перемещается в пространстве. Поэтому светится целая область между электродами. По этой причине, как бы качественно не был изготовлен переходник для установки ксеноновой лампы в фару, предназначенную для галогеновой лампы, установить источник света в расчетное положение не получится. А это еще больше увеличит поток света в глаза водителям встречных машин.
Есть еще один существенный момент, о котором часто забывают при переделке фар. Дело в том, что «ярче» вовсе не означает лучше. Дело в том, что диапазон яркостей, которые способен воспринимать глаз ограничен. Зрение подстраивается к текущим условиям освещенности и когда пространство перед машиной освещено чрезмерно ярко, а в случае установки ксеноновых ламп это будет именно так, водитель теряет возможность видеть, что происходит в неосвещенной зоне. Кроме того при движении авто объекты, попадающие в пучек фар будут неожиданно «возникать» перед машиной – это увеличит утомляемость. Фары головного света, специально разработанные для работы с газоразрядными лампами освещают пространство перед авто лишь немногим ярче галогеновой оптики. Больший световой поток ламп используется для создания широкого пучка ближнего света – такие фары освещают дорогу в 1.5-2 раза ШИРЕ, а не ярче обычных.
Несоответствие конструкции лампы и фары достаточно легко обнаружить даже не открывая капот. На всех галогеновых фарах в обязательном порядке присутствует маркировка в виде латинской буквы «H» от слова Halogen. И все галогеновые лампы имеют обозначение цоколя, начинающееся с этой же буквы (H1, H4 и др) Газоразрядные лампы маркируются буквой D от англ. Discharge – разряд.
Применение их в «галогеновой» оптике запрещено. Это отражено в пункте 3.4 Основных Положений по допуску транспортных средств к эксплуатации: В световых приборах запрещено использование ламп не соответствующих конструкции прибора. Это будет поводом «завернуть» автомобиль при прохождении Государственного Технического Осмотра. Проверять состояние автомобиля на дороге инспекторам нельзя. Но это не значит, что водители могут беззаботно переоборудовать фары после прохождения ГТО. На вооружении у сотрудников автоинспекции остается часть 4 ст. 12.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), согласно которой «установка на передней части транспортного средства световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации» грозит штрафом в размере 2,5 тыс. руб. и конфискацией этих приборов. А что бы жизнь стала совсем интересной, к водителю авто с доморощенным ксеноном могут быть применены положения части 3 ст 12.5 КоАП РФ (Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы… световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.) и даже ч.2 статьи 27.13 (При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства, предусмотренных, статьей 12.4, частями 2 - 6 статьи 12.5, частью 2 запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства).