Ричард Столлман, Рик Фальквинге, Хасан Элахи и другие зарубежные эксперты на РИФ+КИБ

Фото: Wikimedia Commons

На прошлом неделе в Подмосковье прошла традиционная конференция для IT-специалистов — Российский интернет форум (РИФ). В этом году, помимо традиционной программы, где представители российских компаний делились секретами успеха, прошел и цикл лекций международных экспертов в области интернета, на манер Ted.com. Они говорили о настоящем и будущем сети, о privacy и электронных книгах, свободном ПО и Пиратской партии Швеции.

   
   

        

Жизнь — как открытая книга

 

Wikimedia Commons

 

Неожиданный взгляд на privacy представил Хасан Элахи, сотрудник Массачусетского технологического института, международный эксперт в области privacy и личной безопасности в интернете. Во времена, когда многие хотят спрятаться от вездесущего ока социальных сетей, поисковиков и сервисов, использующих местонахождение пользователя, Хасан, напротив, сделал свою жизнь достоянием общественности — да так, как не снилось самому популярному блогеру или автору страницы в Facebook.

Несколько лет назад он возвращался с выставки из Сенегала, и его остановили в аэропорту Детройта сотрудники ФБР. Они начали спрашивать, кто платит за его поездку, откуда он приехал, с кем встречался, где был в такие-то дни. Трудно помнить такие подробности, но он открыл свой компьютер и посмотрел, какие счета оплачивал, с какими студентами встречался. «Хорошо, что у меня были такие записи 6-месячной давности в календаре. Представьте себе, если бы этих записей у меня не было», — говорит Хасан Элахи.

   
   

Оказалось, что ФБР подозревала его в связи с людьми, которые участвуют в террористической активности, у них была информация, что он хранит взрывчатку в своем доме. Это была «культурная паранойя» после 11 сентября в Америке, и это длилось 6 месяцев для Элахи — допросы, даже с участием полиграфа.

Сотрудники ФБР просили Хасана информировать их о своих передвижениях. Он решил, что да, это нарушает его права, но может дать ему алиби. Он стал писать им письма, в том числе всякую ерунду, что он купается на пляже, ходит в рестораны — чтобы (как он признается) «в конечном итоге от меня отстали». «Спасибо. Пожалуйста, берегите себя», — неизменно отвечал ему агент ФБР. У него было ощущение, что он разговаривал сам с собой, а этот агент знает о нем больше, чем он сам.

Хасану Элахи пришла в голову идея наблюдать себя в виде некого пикселя. Он сделал это для своего агента ФБР, чтобы тот все время знал, где тот находится. Он структурировал свою жизнь во временном масштабе, стал фотографировать, что он ел, чеки от своих покупок, дал возможность следить за своими перемещениями…

«Чем больше информации о себе вы выдаете, тем больше вы защищены на самом деле», — считает Хасан, но признает: «Когда я начал свой проект, многие думали, что я идиот».

Wikimedia Commons

 

Рик Фальквинге из Шведской пиратской партии рассказывал об истории копирайта. Эта партия, к слову, существует уже несколько лет, выступает против существующего законодательства в области интеллектуальной собственности, патентов и копирайта. Первое выступление партии было связано с делом против торрент-трекера Pirate Bay.

«Мы любим сети, копировать и гражданские свободы, поэтому многие называют нас пиратами. Вместо того чтобы испытывать стыд, мы решили потребовать защиты наших прав», — объяснил суть деятельности партии Рик Фальвинге.

Рик вспомнил времена, когда библию переписывали вручную. Затем появился печатный станок, казалось бы, можно было сделать копию библии для каждого, но церковь забеспокоилась: они теряли контроль над культурой и знаниями. И довольно скоро появились наказания за несанкционированное копирование текстов. То есть проблема копирайта остро стояла уже тогда.

К врагам индустрии копирайта в разное время относили видео и аудио магнитофоны, MP3, интернет, облачные технологии, видеокамеры, телевидение высокого разрешения и даже публичные библиотеки. При этом один из факторов развития пиратства до сих пор очень актуален — когда ты хочешь, но не можешь это купить.

Рик предлагает ликвидировать монополию копирайта, сократить срок действия авторских прав и разрешить использовать произведения для переработки.

       

«Не покупайте электронные книги!»

 

stallman.org

 

В похожем ключе выступил по видео-мосту Ричард Столлман, основатель движения свободного ПО, проекта GNU — General Public License.

«Свободно — не значит, бесплатно», — пытается очертить свою позицию сходу Ричард. «Цензура атакует со всех сторон. Мы думали, что интернет даст свободу, и осуществлять цензуирование будет невозможно. Но в США часто людей обвиняют в терроризме без оснований», — говорит эксперт. Цензура в интернете осуществляется через инструменты наблюдения, Сталин мог только мечтать о таких инструментах, считает Столлман. Интернет-провайдеры вынуждены быть такими «сенсорными устройствами», которые распространяют свои щупальца, но это атака на демократию. И в итоге можно будет манипулировать людьми.

Если долго слушать Столлмана, начинается мания преследования. Он говорит о том, что, используя несвободное ПО, мы ничего не контролируем. Специальные закладки в программах могут вести себя непредсказуемо, передавать информацию разработчикам, даже удалять что-то на наших компьютерах.

Например, вы купили книгу в Amazon, прочитали ее и захотели передать другу почитать, но это невозможно технически, вы купили не книгу, вы купили право на прочтение этой книги. «Не покупайте электронные книги, они отнимают нашу свободу!» — убеждает Ричард.

В одной из статей на эту тему Столлман писал о преимуществах бумажных книг — вы можете купить их за наличные и анонимно, вы не подписываете лицензии, ограничивающие ваши возможности дать эту книгу почитать, никто не может удалить вашу книгу. В случае покупки книг в Amazon вы должны указать свои данные, согласится на их условия, читать книгу только с помощью определенного ПО, на копирование накладывают технические и правовые ограничения, а магазин может удалить книгу с ваших устройств, как он сделал это в 2009 году с романом Оруэла «1984».

О глобальном говорил и Даниэль Хладки, заместитель директора W3C Office Russia. World Wide Web Consortium (W3C) — это международное сообщество, которое развивает открытые стандарты для обеспечения долгосрочного роста Интернета. Так написано у них на сайте. У сообщества есть представительства в США, Франции, Японии и недавно — в России. «Миссия W3C заключается в раскрытии полного потенциала Всемирной паутины посредством разработки протоколов и методических рекомендаций, обеспечивающих развитие Web в долгосрочной песрпективе», — это снова информация с сайта.

Даниэля спросили, почему ведущие интернет-компании в нашей стране (Яндекс, Mail.ru) пока не присоединились к сообществу, он ответил, что переговоры идут.

      

Facebook и Pinterest

Иржи Вовес из Socialbackers.com и Тьерри Селлерин, генеральный директор агентства BuzzFactory, не столько говорили о глобальном вебе, сколько представляли проекты. Иржи — свой сервис для маркетологов, а Тьерри пытался объяснить феномен Pinterest.

Иржи привел свежую статистику: 845 млн пользователей сейчас есть в Facebook, больше половины юзеров заходят туда каждый день. Ежедневно больше 100 млн страниц кто-то лайкает. И это сайт №1 в мире по количеству проведенного времени. Примерно 6 млн пользователей живут в России, рост довольно впечатляющий. 62% пользователей — это люди от 18 до 34 лет, что не может не притягивать внимание брендов. Чаще всего люди почему-то чекинятся в аэропортах.

Есть у Иржи и цифры про активность брендов: так чаще всего компании размещают посты утром, когда начинается рабочий день, а пользователи отвечают на них обычно вечером после работы.

Ничего нового о Pinterest Селлерин, к сожалению, не сказал. Секрет успеха этой соцсети он видит в отсутствии рекламы, очень приятной среде, в целом, и возможности найти источник изображения. Кроме того, здесь хорошая интеграция с тем же Facebook. 27 минут проводят в Pinterest пользователи в месяц, это не так много, как в Facebook, но тоже впечатляет.

Интересно было посмотреть на то, как зарубежные эксперты представляют российскую аудиторию. Многие из них спрашивали, слышали ли участники о Pinterest, у кого есть мобильный телефон? Возможно, поэтому их лекции были чаще всего рассчитаны на слишком широкую аудиторию и не содержали каких-то действительно интересных фактов. Но, по крайней мере, теперь они, наверное, будут больше понимать про Россию. Интернет у нас тоже есть, да.

          

Смотрите также: