Верховный атаман: «Казаки - это оплот православия и возрождения русской духовности»

В очередной раз о казаках заговорили после громкого заявления губернатора Краснодарского края ­А. Ткачёва, который призвал казачьи дружины навести порядок и поставить заслон переселенцам с Кавказа, которые «занимают наши земли».

   
   

Верховный атаман Союза казачьих войск России и зарубежья Виктор Водолацкий говорит, что на Дону такие дружины действуют уже 12 лет. «АиФ» он рассказал, какие они - современные казаки - и какую пользу могут принести России.

- Действительно, на Дону казачьи дружины действуют уже 12 лет. 1205 казаков работают в 54 муниципальных районах и городских округах Ростовской области. А начиналось это в конце 90-х годов, когда пошёл разгул наркомании, сократили численность милиции и на 8 деревень оставался один участковый. На областном уровне был принят закон, за годы его работы казачьи дружины предотвратили десятки тысяч грабежей и разбоев, изъяли тонны наркотиков, содействовали раскрытию сотен преступлений. Теперь такие же будут действовать на Кубани. А вот Ставрополье, похоже, в этом направлении многое потеряло. Терское войско расположено на территории края и северокавказских республик. Но власти на местах невыгодно признавать за казаками право поддерживать порядок и пропагандировать православие.

Шашкой не намашешься

«AиФ»: - Виктор Петрович, но ведь именно после громкого заявления А. Ткачёва на высоком уровне заговорили о наделении казаков большими полномочиями, глава МВД пообещал взять на довольствие...

В.В.: - У нас с государством уже давно отношения из разряда «как будто любим друг друга, но свадьбы не намечается» (смеётся). У нас много предложений, но решения по ним или половинчатые, или вообще игнорируются. Ну, например, был план невойсковой охраны границы. Глава погранслужбы В. Проничев обеими руками «за», но закона об этом нет. А ведь с Казахстаном у нас более 3000 километров открытых границ, через которые идёт не только контрабанда, но и наркотрафик. Мы предложили: давайте построим вдоль линии казачьи поселения, там земли много, она брошенная - казаки будут и на земле работать, и границу охранять. Так и не можем пробить этот вопрос, хотя положительный пример есть - в Омской области казаки из станицы Генераловка как раз за участком границы присматривают, и успешно, хотя и без оружия в руках и без законных полномочий. Или вот в 90-е годы, чтобы не потерять молодёжь, мы стали создавать систему кадетского казачьего образования. Сегодня на юге работают 20 кадетских казачьих корпусов, их выпускники поступают в лучшие выс­шие и военные заведения, в конной группе Президентского полка появился казачий взвод, где служат наши воспитанники. Но лишь 1,5 года назад кадетские корпуса признали учебными заведениями, но не в законе об образовании, а в законе о казачестве.

«AиФ»: - Казаки давно добиваются права на ношение оружия - мол, так они могли бы служить Родине более эффективно. Казачьим обществам недавно разрешили учреждать ЧОПы - получается, вы возьмёте в руки оружие и пойдёте зарабатывать деньги? Где же здесь служба Отечеству?

   
   

В.В.: - В документе чётко прописано, что мы не будем заниматься охраной коммерческих объектов, это будут только муниципальные здания - школы, детские сады, учреждения культуры, православные храмы. А всю прибыль мы потратим на войсковые цели: те же кадетские корпуса, на сохранность казачьих культурных объектов, на патриотическое воспитание нашей молодёжи.

Особая нация

«AиФ»: - А зачем вообще сегодня казак государству, а государство казаку? Почему казачество выделяет себя в особую нацию, особый народ? Даже в переписных листах появилась графа «казак»...

В.В.: - В 70-е годы меня, потом­ственного казака, на уроках истории учили, что казаки - это крепостные, которые сбежали от своих помещиков в низовья Дона, объединились в ватаги и грабили и убивали. Так вытравливали у народа отношение к тем, чьё существование было посвящено защите государства. Ну не могли беглые рабы иметь свою особую культуру, военное искусство, такую богатую историю. Ещё московские цари издали Посольский указ об отношениях с донскими казаками, а Иван Грозный отправил сюда казну и платил жалованье, чтобы казаки охраняли границы государства. В 1918 году Троцкий и Свердлов выпустили директиву об уничтожении казачества - единственной в России самоорганизующейся силы, которая могла противостоять политике большевиков.

 

Виктор Водолацкий. Фото Сергея Пятакова РИА Новости

А в 41-м году, когда фашисты подходили к Кубани и Дону, Сталин приказал срочно создать казачьи корпуса - 4-й Кубанский и 5-й Донской. И случилось знаменитое сражение под Кущёвкой, когда против фашистских танков из снежной мглы выскочили сотни казаков на лошадях с бутылками с зажигательной смесью и разбили танковую армию. В том бою полный георгиевский кавалер Первой мировой войны Константин Недорубов лично уничтожил более 70 фашистов и получил звезду Героя Советского Союза.

Понимаете, это особый сплав людей, у которых на генном уровне заложено служение Отечеству, это оплот православия и возрождения русской духовности. Недаром ведь впервые в истории Русской православной церкви 2 года назад патриарх Кирилл взял под личное воительство казаков и объявил 1 сентября - День Донской иконы Божией Матери - Днём всего православного казачества. И в 1989 году, когда началась эпоха бардака и безвременья, именно здесь, на Дону, был поднят флаг возрождения казачества - это была попытка сохранить Россию, не дать ей рассыпаться и стать слабой. И конечно же, одной из главных задач было воспитать молодое поколение в этих традициях.

«AиФ»: - Но ведь кроме защиты Отечества, военной службы казаки всегда работали на земле, были крепкими хозяевами...

В.В.: - У нас и сейчас таких много, например, в Волгоградской области казаки активно занимаются сельским хозяйством. Но опять же, в нормативных актах и финансово-правовых документах не существует такого понятия, как казачье хозяйство. Вот пришёл к властям атаман казачьего общества «Иловайское», говорит: мол, земля у нас есть, дайте кредит, хотим развиваться и заниматься сельхозпроизводительством. А ему в ответ: «Ты перерегистрируй хозяйство в крестьянское, тогда кредит получишь». Ну, ему землю жалко стало, он зарегистрировал параллельно крестьянское хозяйство. А есть такие упёртые казаки, которые не хотят принципиально превращаться в крестьян. Дело в формулировке, но, чтобы она попала в закон, приходится прилагать большие усилия.

«AиФ»: - Вы прямо такой «лакированный» образ казака нарисовали: служит Отечеству, работает на земле, православный. Но есть ведь и те, кто казачью форму использует в корыстных целях, и ряженые...

В.В.: - Да, и среди казаков находятся отщепенцы, отрицать не буду. Наша служба безопасности борется с ними. Если посмотреть статистику по тому же войску Донскому, идёт немалый отток - как только поступает сигнал о правонарушениях и он подтверждается, человека изгоняют из казаков. И с ряжеными - теми, кто не имеет никакого отношения к казачеству, но форму нацепил, тоже боремся: и погоны срываем, и плёткой наказываем, чтобы не позорили образ казака.