Смертельные «подвиги»: как спасти «зацеперов»

Азарт, безделье и сложности с девочками толкают детей на ненужные и смертельно опасные подвиги. Фото: Валерия Христофорова, АИФ

Неделю назад в район­е метро «Киевская» погиб 20-летний молодой человек. Сначала сообщили - от «поездной травмы». По официальной версии, «потерпевший являлся так называемым «зацепером». Сухую информацию новостные службы снабдили не менее сухими справками образца: «Зацеперы» - неформальное движение, члены которого в поисках острых ощущений катаются на крышах вагонов и вагонных сцепках».

   
   

«Москоу риск»

Таких жутких случаев - сотни за год. Ещё двое «зацеперов» - 19-летний Виктор Вартанян и его ровесник Иван Микиртумов - тоже погибли в столичном метро, но чуть раньше. Вартаняну проломило основание черепа, Микиртумов скончался, упав с крыши вагона и получив перелом шеи. В Московской области в результате несчастного случая погиб 16-летний житель Люберец Слава Таранов. Школьник забрался на железнодорожный мост, чтобы сделать эффектные фотографии и выложить их на своей интернет-странице: начал фотографировать «свысока» проходящий внизу поезд, упал на протянутый рядом высоковольт­ный провод. Разряд в 25 тысяч вольт сбросил мальчика под колёса «снимаемого объекта». Список жутких экстрим-смертей можно, к сожалению, продолжать очень долго - страсть «сумасшедших москвичей» рисковать жизнью не осталась незамеченной даже на Западе: уже несколько изданий опубликовали фото «крэйзи трюкачей фром Раша». Продолжать можно, но не хочется. Хочется понять: можно ли остановить эту «кровавую лавину», уничтожающую подростков, и если да, то как? Для этого «АиФ» пообщался с психологами и экстремальщиками. Слава богу, пока ещё живыми.

Иван, 19 лет, «зацепер» со стажем 3 года.

- Что побудило тебя первый раз зацепить поезд?

- Необходимость. Возвращался из Электро­стали в Москву, без билета, дело было уже к ночи, электричка - последняя, перегон длинный, а тут контролёры пошли. Со мной было двое друзей. Стоим, значит, между вагонами, в том самом месте, где у них сцепка. Товарищ мне и говорит: «Сейчас будет происходить эвакуация на крышу вагона». Ну, думаю, пошутил. А вот и нет - раздвинул он резину, пролез и был таков!

- А ты?

- Я стою, не могу решиться: либо оставаться чёрт знает где, на незнакомой станции, либо же пересилить себя и залезть на крышу поезда. Выбрал второе - друзья держали резину и говорили, куда вставать. Выбрался наружу. Они побежали по крышам вагонов к началу поезда, а я черепашьим шагом семенил за ними. Шок был, конечно, но всё равно было круто. После того случая понеслось: прокатился на зад­ней сцепке электрички, потом в метро, трамваи даже цепляли!

   
   

- Цеплять поезда достаточно опасно, какие меры предосторожности ты соблюдаешь? Используешь страховку?

- Нет, не использую. Страховка в данном случае - зло: сковывает движения. Слава богу, я не эпилептик, и судорог у меня не бывает. Необходим просто контроль над своим телом, и всё. Ещё есть правило трёх опор: ты должен стоять на обеих ногах и держаться за что-либо хотя бы одной рукой.

- Зацепинг нелегален? Как ограничивается со стороны закона?

- Если цепляешь на ж/д или гортранспорте - КоАП, статья 11.17, штраф 100 рублей. В метро (московском) уже штрафа за зацепинг как таковой не предусмотрено. Могут приписать проникновение в технические помещения метрополитена или мелкое хулиганство, если, конечно, поймают.

«Бэтмен, я к тебе!»

«Причины тяги к экстриму разные, - комментирует Александр Балыкин, спортивный психолог, генеральный директор Академии развития способно­стей «Гармония». - Социальное подражание, например, - это характерно для подростков. Для них родители уже не являются авторитетами, но механизм подражания ещё остался, вот они и копируют то, что им кажется крутым, чтобы выделиться из толпы. Тут прямая дорога к экстриму - и в кино, и на ТВ настойчиво превозносятся типажи супергероев.

Ещё одна причина, провоцирующая безрассудные «спортподвиги», - наличие психического механизма типа «инверсия». Когда в сознании у вас опасное заменяется на неопасное и проч. Механизм этот запускается, например, при регулярном просмотре фильмов и программ с насилием, в результате чего начинает казаться, что тихая и спокойная жизнь - удел «глупых и слабых».

Притупление ощущений - тоже причина, толкающая на крышу и под землю. Если отсутствует социально значимая цель, а энергия ищет выход (а это типично для молодёжи), человек создаёт опасную ситуацию, чтобы эмоциям было куда вытечь.

Что делать, чтобы подростки не прыгали на крыши вагонов? Если глобально - создать возможность для спортивных занятий, как в СССР. Но мы с вами реалисты и понимаем, что за 3 дня этого не сделаешь. Поэтому конкретно я бы посоветовал родителям, например, мальчиков отдать их на занятия единобор­ствами (нер­вы там щекочут очень хорошо) и… танцами! Единобор­ство готовит мужчину к жизни, обучая противостоять внешней агрессии, а танцы готовят к взаимо­отношениям с женщинами, делая мужчину более гибким в общении (ведь сексуальные проблемы - ещё одна из причин «экстрим-активности»)».

Конечно же, все до одного экстремальщики, с которыми мы общались (и диггеры, и паркурщики, и стритрейсеры), хором возражают против официальных «экстрим-секций»: дорого и «кайф» не тот. Мы зашли бы в тупик, если бы не отыскали Яну Пелениченко, бывшую уличную гонщицу, а ныне участницу чемпионатов по классическому ралли, и директора раллийной команды международного уровня. «Я решила стать профи опять же потому, что поняла - не имею права подвергать опасно­сти жизни других людей в угоду своей жажде адреналина. Кроме того, автомобили как спорт намного интереснее! Там ведь идёт соревнование на профессионализм, есть возможность сравнивать себя с другими и видеть свой рост. Ну и плюс ко всему это делает меня известной не только в районе! Ребята-экстремалы, выходите из тени!»

Смотрите также: