Главная тайна христианства. Символ веры. Часть третья

Юрий Белановский. © / АиФ
Верую во Единого Бога Отца... и Сына Божьего единородного, иже от отца рождённого прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна, рождённа, несотворённа, единосущна Отцу, им же вся быша... И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, иже от Отца исходящего иже со Отцем и Сыном спокланяемого и сславимого, глаголавшего пророки... Верую в единого Бога Отца... и Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа с Отцом, Им же всё сотворено... И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

Верую во Единого Бога Отца... и Сына Божьего единородного, иже от отца рождённого прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна, рождённа, несотворённа, единосущна Отцу, им же вся быша... И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, иже от Отца исходящего иже со Отцем и Сыном спокланяемого и сславимого, глаголавшего пророки... Верую в единого Бога Отца... и Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа с Отцом, Им же всё сотворено... И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

   
   

Свидетельство Писания

Когда мы говорим о Боге — Отце, Сыне и Духе,  нам недостаточно того откровения и тех слов, что даны в книгах Ветхого Завета. Следует обратиться к свидетельствам учеников Иисуса Христа и опыту первых христиан.

В этой заметке я приведу наиболее яркие слова Самого Христа. Апостол Иоанн, один из четырёх евангелистов, очень подробно описал последнюю беседу учеников со своим Учителем. Вскоре после неё Иисус был арестован, над ним издевались, его били, унижали и распяли на кресте. Подробно об этом можно почитать в одной из прошлых публикаций.

Пророчествуя о Своей смерти, Иисус говорил ученикам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте... Видевший Меня видел Отца... Я в Отце и Отец во Мне. Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

Всё, что имеет Отец, есть Моё; Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим... Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам... Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам». Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»...

Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною».

   
   

Мы знаем, что на кресте Иисус умер, после чего был погребён, а на третий день воскрес! Вот что написал апостол Матвей в своём Евангелии: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам...»

Язык философии

Итак, что мы видим? Иисус Христос открывает своим ученикам и слушающим его нечто очень важное. Он говорит о своём Божестве, именуя себя Сыном. Говорит об Отце Своём как о Ком-то, Кто не есть он Сам, но с Кем Они едины. Говорит и о Духе, который придёт и будет учить и наставлять. Эта персонифицированная троичность настолько важна для Иисуса, что стать Его учеником и обрести полноту общения с Богом, а значит, и жизнь вечную, можно только через крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Как видно из дошедших до нас памятников древнехристианской письменности, первые христианские общины жили этой верой, но почти не рационализировали её, не превращали её в единое стройное учение.

Я хочу подчеркнуть, что первичной для христиан была данность Отца, Сына и Духа — Единого Истинного Бога. Что данность эта имеет библейские корни (в жизни израильского народа и в словах Писания) и основана на проповеди Иисуса Христа и жизни его учеников. Эта данность очень практична! Именно она, строго говоря, невыводима из какой бы то ни было иной религиозности.

Христианское учение, следуя общей библейской традиции, было больше откровением опыта и приобщением к опыту, чем стройной философской системой. Однако культурный язык греко-римского мира был во многом языком философии. Заповедь Иисуса «идите и проповедуйте всем народам» могла исполниться только при условии смены языка проповеди, только через попытку выразить веру на философском языке.

Если философия априори полемична и ветвиста, то богословие, хоть и выстроенное по её законам, не может быть таковым. Оно призвано говорить о Едином истинном Боге в рамках библейского откровения. Вера была представлена через слова, через словесные формулы, подчиняющиеся законам античной философии.

Правильное понимание

Итак, что христиане хотят сказать, предлагая эту вторую часть Символа веры? Говоря кратко, что они верят в Бога — Святую Троицу. Иными словами, христиане утверждают, что Бог Единственен и Един по существу и троичен в Лицах. Он — Отец, Сын и Святой Дух — единство в троичности. По словам известного богослова IV века Афанасия Александрийского: «Вселенская вера состоит в том, чтобы нам чествовать единого Бога в Троице, и Троицу в единице, не сливая ипостасей (лиц) и не разделяя сущности»

Я понимаю, что эти слова для многих звучат как бессмысленное словосочетание. Такова наша современная оторванность от христианской культуры. Попробую хоть что-то расшифровать.

«Существо», «сущность» и «природа»  для христианского богословия синонимы. Они говорят о том, что являет нам общие свойства чего-либо. К примеру, природа человека подразумевает разум, самосознание, психические и биологические свойства. Разумное двуногое существо — человек, мы всегда отличим его от чего бы то ни было.

«Ипостась» — нечто конкретно явленное, или, как говорили в древности, — природа с особенностями, нечто уникальное. Каждый человек как ипостась разумной природы обладает своими особенностями тела, психики, мышления и т.д.. Например, мягкий характер, способность к математике, музыкальный слух, голубые глаза, рыжие волосы, маленький рост.

«Личность» — существо, обладающее самосознанием и свободой, то есть самоопределением своей жизни. Такое существо способно к личным отношениям, к любви. Оно ответственно. Каждый человек — личность, хотя и проявляет себя в свою, уникальную меру. Каждая ипостась человеческой природы — личность. Поэтому эти понятия в христианском богословии взаимозаменяемы.

Так вот, когда античные христиане, а вернее, наиболее талантливые из них захотели выразить свою веру в словах, понятных для того (подчеркиваю, того) времени, то получилось примерно следующее. С Отцом, Сыном, Духом можно общаться, молиться каждому их них, услышать ответ и получить помощь В отличие от привычных и доступных нам категорий, Отец, Сын и Дух не три бога, а один Бог, обладающий единой и общей божественной природой. Отец, Сын и Дух — живые Личности. Каждая из Них — Ипостась единой и общей божественной природы.

Бог есть Любовь

Я абсолютно уверен, что предложенное мной объяснение почти никому не прибавило ясности. Из него так и не стала понятнее тайна Единого Бога Троицы. Но Символ веры и не призван тайны открывать. Он лишь фиксирует понимание в более-менее ясных категориях, на основании которого можно вести дискуссию, что-то сравнивать, обсуждать.

Тайна Троицы открывается в жизни с Богом, в общении и молитве. Чтобы хоть как-то пояснить это, приведу два высказывания.

Первое — слова Христа из упомянутой выше последней беседы. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга».

Второе высказывание — слова апостола Иоанна, сказанные им в назидание христианам где-то через 60 лет после смерти и воскресения Учителя — Господа Иисуса. «Братья дорогие, будем любить друг друга, ведь любовь от Бога. Кто любит, тот от Бога рождён и знает Бога. А кто не любит, тот совсем не знает Бога, потому что Бог и есть любовь. Эту любовь Он открыл нам, послав Сына Своего единственного в мир наш, чтобы через Него обрели мы вечную жизнь. ...если мы любим друг друга, Бог пребывает в нас, и любовь Его достигла в нас своей цели. Он наделил нас дарами Духа Своего, и поэтому мы знаем, что и мы в Нём, и Он в нас. Мы сами видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына спасти мир. Кто признаёт Иисуса Сыном Божьим, в том пребывает Бог, и он сам в Боге. Мы познали любовь Божию к нам и доверились ей».

Бог есть любовь! А значит, и Троица. Любовь немыслима по отношению к Абсолюту-Единице. Любовь возможна во множественности. Собственно, это и есть одно из откровений христианства, отличающее его от какой бы то ни было религии.

Читайте также:

Что такое Символ веры и зачем он нужен?
Тайна Бога. О Символе веры. Часть вторая

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции