Примерное время чтения: 7 минут
2651

Тайна Бога. О Символе веры. Часть вторая

Юрий Белановский.
Юрий Белановский. Из личного архива

Итак, продолжим разговор о Символе веры. Зачем он нужен и как он звучит, я уже сказал ранее. Поделюсь своим пониманием первой части Символа веры.

По-церковнославянски: По-русски:
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

Общие мысли

Несмотря на вполне традиционный и даже хрестоматийный разбор Символа по частям, хочу обратить внимание, что это лишь педагогическая попытка разложить общее на составляющие, чтобы впоследствии их собрать воедино. В этом смысле для современного человека Символ веры, вероятно, звучит слишком разрозненно.

Частностей в этой теме настолько много, и они настолько важны, что после их изучения единая картина складывается далеко не у всех. Паззл и вправду сложен. Для современной постсоветской культуры и мировоззрения Символ веры — вещь слишком умозрительная, чуждая и по своей сути (как религиозная богословская формула), и по своим частным богословским категориям, не имеющим ни оснований, ни аналогов в общественной и личной жизни.

Мы видим, что Символ умалчивает то, что христиане готовы сказать о Боге в целом. О Святой Троице как Единстве речь не идёт. В целях дидактики взгляд на Бога разделяется изначально, предлагая как бы параллельный разговор об Отце, Сыне и Духе. При этом, конечно, многое из сказанного об Отце относится к Богу вообще.

Поэтому для целостного понимания при чтении Символа веры не стоит делать паузы, он должен прозвучать на одном дыхании, как цельное и неразложимое в жизни и в вере исповедание Одного, Единого Истинного Бога христиан.

И последнее предварительное замечание. Как люди узнавали о Боге, как познавали Его? Ответ христиан таков: о Боге говорит личный опыт, Библия, история христианства и христиан. В определённом смысле Символ веры стоит изучать после чтения Библии (или хотя бы Евангелия), ибо он лишь философски ёмко сводит библейское откровение к краткому выражению.

Бог — Живая Личность

В первой части Символа, говорящей, как видно, о Боге Отце, мы видим и очень важные истины о Боге вообще. Их удобнее всего комментировать в контексте Ветхого Завета — того откровения, что было дано людям до пришествия Христова, а значит, до откровения о Троице.

Для меня очень важно, что Библия говорит о Боге как о «Боге отцов наших», Боге Авраама, Исаака и Иакова, Боге Моисея и т. д. Бог для библейской традиции и для христиан — это Тот, кто вступает в живые отношения с людьми, более того, с людьми, исторически реальными и названными по именам. Бог в Библии — это Бог Завета (договора), являющий Себя, прежде всего, в непреложности и исполнении этого договора.

Вспомним Моисея. Бог является ему и открывается как «Аз есмь Сущий» и как Тот, кто заповедал спасти израильтян. Бог открывает себя, как истинное и непреложное Бытие. Всё, что существует, — есть лишь потому, что ему позволено быть. Но открывается это не бездушно, а в диалоге. Моисей слышит от Бога: «Аз есмь» и «выведи Мой народ из плена», но и отвечает Ему и даже возражает. Бог не только говорит о Себе, Бог общается — Он, говоря нашим современным языком, Живая Личность, лицом к лицу приступающая к человеку.

Бог не просто поручает Моисею спасение израильского народа из плена, Он становится гарантом выполнения этого поручения и пребывает с Моисеем и даёт ему власть и силу всё исполнить.

Творец

Библия говорит о Боге как о Творце и Вседержителе. Для христиан именно Бог сотворил мир и человека. Об этом я говорил в другом месте. Тут важно, что мир и человек — это творение, то есть то, что не есть Бог. Бог не рождает мир и человека, не отщипывает их от Себя, но творит из ничего. Отсюда для христиан основание для диалога с Богом, для общения с ним. Говорить могут только различные существа, разговор самого с собой невозможен.

Мир сотворённый — мир, устроенный разумно и имеющий цель. Мир — дом для человека. Мир познаваем человеком и преобразуем. Это, кстати, является одним из базовых оснований для появления и развития науки (см. соответствующую заметку).

О людях Библия говорит, что они созданы Богом по Его «образу и подобию». Опять же, подробнее я говорил об этом в другом месте. Тут лишь укажу, что для христиан именно это и есть основа глубочайшей уверенности в том, что человек — это разумное, самостоятельное, свободное существо, способное к любви и творчеству. Человек — тварная (то есть сотворённая) личность, способная в диалоге общаться с Личностью Нетварной.

Кстати, по вере христиан, наделив человека свободой, Бог не посягает на неё. Именно поэтому отношения с Богом — это всегда отношения личного свободного выбора человека, то есть вера.

Слово «вседержитель» для христиан означает, что мир не оставлен сам по себе, как часы, сделанные часовщиком. Бог — Вседержитель, Он — Тот, кто всё сотворённое держит, поддерживает в бытии. Без творческого участия Бога бытие проваливается. Мир как бы висит над пропастью, и если не поддерживается — распадётся. Но и это не всё. Библия говорит, что Бог участвует в судьбах и человека, и мира, Богу дорого Его творение. В Евангелии есть удивительные слова о Боге: «Ибо так возлюбил Бог мир…».

Видимые и невидимые миры — это, конечно, мир ангелов — служебных духов Божьих (об ангелах см. отдельно) — и мир человека с его домом — вселенной.

В завершение приведу несколько очень красивых высказываний о Боге.

Иоанн Златоуст (IV в): «Что Бог везде присутствует, мы знаем, но как — не постигаем: потому что нам известно только присутствие «чувственное» и не дано разуметь вполне естества Божия».

Иоанн Дамаскин (VII в): «Бог во всём пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству». «Всё отстоит от Бога не местом, а природой».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах