«Кирпич» для нелегала. Как власти осложняют жизнь незаконным перевозчикам

О мерах, которые принимают власти для борьбы с незаконными перевозчиками, в минувшую среду рассказали журналистам.

   
   

 

Кто на маршруте главный

Сейчас в Москве работают семь легальных и около 40 нелегальных автобусных станций. Ежедневно автобусами в Москву приезжают более 100 тыс. пассажиров. При этом нелегальные перевозчики, подбирающие клиентов на несогласованных стоянках и автостанциях, действуют не только на междугородных маршрутах, но и внутри города. Таким образом, по данным Московской торгово-промышленной палаты, из ежегодного оборота услуг перевозчиков (а это более 38 млрд руб.) на тех, кто делает это незаконно, приходится примерно 70% доходов.

Кроме отклонений от маршрута, отстоя в неположенных местах, увеличения количества транспорта на маршруте самое грубое нарушение - пренебрежение безопасностью пассажиров. Неудивительно, что число происшествий на дороге с участием автобусов в нынешнем году выросло на треть по сравнению с 2011 г.

С начала текущего года столичные власти совместно с различными службами провели более 500 проверок, по итогам которых нерадивые перевозчики оштрафованы на 57 млн руб. Кроме того, за этот же период были отменены 42 несанкционированных, но регулярных маршрута, закрыты 40 пунктов нелегального отправления международных и междугородных автобусов, прекращена деятельность 23 теневых перевозчиков. По­следние организовывали около 120 рейсов в сутки по России и за границу. И эта борьба - часть плана правительства Москвы по наведению порядка во всей транспортной системе столицы.

До недавнего времени сумма штрафа для водителей-нарушителей составляла всего 1 тыс. руб. Учитывая сумму дохода с каждой нелегальной машины на маршруте, водители с такими штрафами легко и охотно мирились. Сегодня сумма наказания для физиче­ских лиц составляет 4 тыс. руб., для юридических лиц - до 50 тыс. руб. Но и эти суммы не способны остановить массовые нарушения в сфере автобусных перевозок.

Закон суров, но требует поправок

Специалисты поясняют, что борьба с нелегальными перевозчиками упирается сегодня в федеральное законодательство. Дело в том, что обязательного согласования с городским Департаментом транспорта требуют только регулярные межрегиональные маршруты. И таких документов на сегодня выдано более 200. В том случае, если водитель выполняет заказные перевозки, он по закону может определять маршрут следования и место отправления, а также прибытия автобуса по собственному усмотрению. По словам чиновников, именно этим несовершенством законодательства и пользуются нелегальные перевозчики, заявляя зачастую, что не работают на регулярном маршруте, а выполняют заказной рейс. После переговоров с легальными перевозчиками было подготовлено несколько поправок в федеральное законодательство. Кроме того, уже с 1 октября в силу вступит постановление правительства Москвы, более чётко организующее заказные перевозки. Теперь их «авторы» должны будут согласовывать маршруты и остановочные пункты автобусов с чиновниками. Помимо этого у городского руковод­ства есть намерение предложить введение обязательного лицензирования этого вида деятельности. И самое главное - организовать оплату заказных перевозок по безналичному расчёту, исключив тем самым возможность оборота наличных денег.

   
   

Поедем без билета

Впрочем, одной из причин трудности легализации рынка пассажирских перевозок специалисты признают отсутствие автовокзалов и автостанций. Так, сегодня в Москве дей­ствуют всего два легальных автовокзала и пять станций, тогда как для нормального функционирования, по словам Дмитрия Савченко, замруководителя Департамента транспорта и развития дорожной инфраструктуры Москвы, необходимо 25-30. До 2016 г. в Москве планируют построить ещё 6 автовокзалов. Они будут расположены вблизи вылетных магистралей и не далее 5 км от МКАД, поэтому свяжут столицу с городами Московской области и других регионов. Ещё 10 крупных автостанций должны появиться в составе транспортно-пересадочных узлов у станций метрополитена и ликвидировать стихийные стоянки автобусов на улицах и во дворах.

Более того, городские власти намерены ввести специальный тариф на перевозку пассажиров наземным транспортом. Идея проста: город оплачивает перевозчику выход и работу за каждый километр. Перевозчик при этом не продаёт билетов, а всё, что от него требуется, - это исполнение прописанных стандартов качества и соблюдение заранее утверждённого маршрута.

Внедрение подобного тарифа предусмотрено проектом новой модели управления наземным городским пассажир­ским транспортом в Москве. Она разработана в соответствии с государственной программой развития транспортной системы на 2012-2016 гг., предложенной столичным градоначальником. Главная её цель, говорят авторы, - создать конкуренцию среди перевозчиков. Сегодня проект модели проходит окончательное согласование. Первые ощутимые результаты её использования специалисты ожидают в 2013-2014 гг.

- С 2013 года каждый договор на пассажирские перевозки в столице будет заключаться на основании конкурсных процедур, - говорит Андрей Коновалов, начальник управления госучреждения «Организатор перевозок». - В ближайшее время нам вряд ли удастся полностью и окончательно справиться с водителями-нелегалами, но городские власти сегодня делают всё, чтобы осложнить жизнь недобросовестным перевозчикам».

Госпрограмма «Транспортное развитие Москвы» - три первоочередных проекта:

Нажмите для увеличения