Перемещение столицы. Ездить будем вдоль и поперёк

 Мегаполис получает от Подмосковья один из самых благоустроенных и экологически чистых участков региона - от Киевского до Варшавского шоссе с границей по Большому кольцу МЖД. Но, чтобы придать этой территории столичный вид, потребуется много времени. С чего начнётся эта работа, что в результате получат «новые» и «старые» москвичи?

   
   

Не возникнет ли проблем с управлением объединённой территорией? И захотят ли чиновники добровольно покинуть свои кабинеты в историческом центре, ведь причина создания «Большой Москвы» в том, чтобы освободить центральную часть города от многочисленных офисов?

«То, что мы договорились с губернатором Московской области Борисом Громовым о расширении границ Москвы, - это лишь первый этап огромной системной работы, - уверен Сергей Собянин, мэр Москвы. - Потребуются решения муниципалитетов, проведение публичных слушаний, разъяснение нововведений населению, консультации и так далее. Плюс юридическая работа, связанная с подготовкой решения представительных органов, Совета Федерации. То есть впереди большая работа, которая потребует значительных усилий и времени и, самое главное, согласия всех сторон. Но я считаю: то, что мы сделали, - это прорывное решение».

Что ждёт чиновников

Переезд чиновников из центра города начнётся с правительственной верхушки, рассказал на прошлой неделе столичный градоначальник, пояснив, что у всех остальных не останется иного выбора, кроме как последовать за начальством. На разработку проектной документации «Новой Москвы» должно уйти 1-2 года, а к концу 2016 г. за пределами МКАД должны очутиться все госслужащие из списка переселенцев.

Может быть, это хорошо, что власть обоснуется за МКАД? По крайней мере, по городу не будут носиться тысячи автомобилей с мигалками, а дороги станут перекрывать реже.

Что интересно: пока ведомства делают вид, что понятия не имеют о переезде, ведь никаких официальных распоряжений сверху (например, подготовить отчёты о численности сотрудников и имеющегося парка автомобилей) на самом деле не поступало. Источник «АиФ» в Федеральной службе охраны РФ сообщил на условиях анонимности, что перемещение в чистое поле правительственной верхушки - со всеми засекреченными банками данных, спецлиниями связи, системами охраны - дело невероятно трудоёмкое и энергозатратное и провернуть его быстро вряд ли удастся.

По предварительным подсчётам, отправить за МКАД должны 40 тыс. чиновников. Вместе с семьями это в общей сложности 150 тыс. человек.

«Несмотря на планируемое увеличение территории Москвы в 2,4 раза, проблем с управлением не возникнет, - говорит Александр Семенников, председатель комиссии Мосгордумы по законодательству. - В настоящее время существуют субъекты РФ, которые по своей площади больше Москвы, например Красноярский край. Однако проблем с управлением там нет. Почему они должны быть у нас?»

   
   

Что будет построено

Марат Хуснуллин, заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства, заявил, что «100-процентное освоение новых земель займёт 20 лет и потребует существенного изменения Генплана столицы и области». Пока городские проектные институты прикидывают, в каких местах перекраивать Генплан-2025, на присоединённых территориях запланировано построить до 105 млн м² недвижимости (из них 60 млн отведено под жильё, а 45 млн - под здания общественно-делового назначения). Но задача урбанизировать территорию в 144 тыс. га (которая увеличивает площадь мегаполиса в 2,35 раза) за пятилетку не ставится.

Как подтвердили в мэрии, помимо реконструкции Киевского, Калужского и Варшавского шоссе предлагается отремонтировать соединяющие их поперечные дороги и проложить три новые хорды, чтобы избежать образования многокилометровых пробок.

По планам властей Сокольническая линия метрополитена увеличится на две станции, а район Южного Бутова соединят линией лёгкого метро с районом Коммунарки. Предполагается, что создаваемая сеть маршрутов скоростного трамвая поможет москвичам пересекать «Новую Москву» поперёк. Для этой же цели будут соединены Киевская и Смоленская ветки Московской железной дороги. Власти уверены, что транспортная сетка будет ни в коем случае не радиальная, а полицентричная, чтобы избежать привычной для «старой» столицы ситуации, когда путь из одного района у МКАД в другой по соседству лежит через центр города.

Эксперты надеются, что со сменой власти на присоединённых территориях прекратится дикая застройка, из-за которой гибнет природа. «Сейчас там порядка мало, - рассказал «АиФ» Максим Шингаркин, директор общественного фонда «Гражданин». - У многих на участке самодельные канализации, куда щедрой рукой высыпаются септические вещества, рощи вырубаются под новые посёлки, во всех придорожных канавах гниёт мусор дачников. Думаю, район только выиграет, когда здесь появятся нормальные коммуникации, а проблема утилизации мусора будет решаться централизованно».

«Сейчас зелёным поясом вокруг столицы практически не занимаются, - считает Виктор Осипов, академик РАН, директор Института геоэкологии РАН. - В какой подмосковный лес ни пойдёшь гулять - обязательно наткнёшься на свалку или брошенную автотехнику. А когда наши «лёгкие» окажутся в городской черте, за ними будет намного больше ухода. Конечно, при столь массовом строительстве неизбежна частичная вырубка лесных массивов, но это будет компенсировано новыми посадками, то есть в столичном округе появятся дополнительные лесопарковые зоны».

Что обещают москвичам

                                                               
Кстати
Как именно «расселить» госструктуры - сегодня это предмет самых горячих споров. По одному из проектов предлагается расположить госорганы на некотором удалении друг от друга (см. карту). Администрация Президента может обосноваться возле Звенигорода на Рублёво-Успенском шоссе. Мэрия, Генпрокуратура и Счётная палата предположительно окружат Южное Бутово, расположившись в районе Коммунарки и Остафьево. Если только их не смутит соседство с закрытым мусорным полигоном «Саларьево» и Бутовским неофициальным кладбищем, где массово расстреливали репрессированных в советское время граждан. Высшим судебным структурам, возможно, предложат в качестве ПМЖ окрестности деревни Говорово Ленинского района. На своём нынешнем месте останется лишь инноград «Сколково».

Кстати, проектировщики предлагают чуть ли не половину прирезаемого к столице участка превратить в грандиозную туристическую зону, которая может протянуться вплоть до Золотого кольца России.

Слухи о том, что в будущем очередникам станут предлагать квартиры исключительно в «Новой Москве», власти отрицают. По словам Николая Федосеева, главы столичного Департамента жилищной политики и жилищного фонда, в ближайшие годы никаких перемен ждать не стоит, сохраняется прежний принцип «новое жильё переселенцам из ветхого и аварийного жилья давать только в том же районе».

Кроме того, после недавнего утверждения границ столицы и области у мегаполиса появился новый земельный участок в 500 га под социальную застройку. Район бывших Люберецких полей аэрации, переходящий городу, превращается из зоны очистки канализационных вод в большую строительную площадку. «Там уже нет никаких полей, потому что на бюджетные деньги возводится муниципальное жильё, - заверил «АиФ» Владимир Платонов, председатель Мосгордумы. -  После присоединения нескольких посёлков (Кожухова, Некрасовки, Руднева) образуется единая большая территория с новыми дорогами, магазинами и всем необходимым для жизни».

«Новые» москвичи, каких окажется минимум 250 тыс., получат те же льготы и права, что и «старые» горожане. А это в первую очередь - пенсии не менее социального стандарта (11 тыс. руб. в месяц) и социальные выплаты.

«Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком-инвалидом в области составляет 2,5 тыс., а в мегаполисе оно вдвое больше, - приводит пример Марина Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей. - При рождении первого ребёнка в МО выплачивается 10 тыс. руб., а в столице 12 тыс. руб. Сфера соцобслуживания активно развивается и там и там, но за МКАД, конечно, меньше и учреждений, и, соответственно, возможностей для поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Но теперь этот разрыв будет существенно сокращён.

Ещё один несомненный плюс - у Москвы появилась своя большая территория для организации оздоровительного отдыха ребят. Ведь одно дело - проводить лето в городском лагере в загазованной Москве и совсем другое - отдыхать целую смену на природе». Как заверили «АиФ» в Мосгордуме, соцобеспечение будущих москвичей означает увеличение бюджетных расходов всего на 1% (примерно 7 млрд руб.).

«Для жителей Московской области я вижу только плюсы - увеличится заработная плата бюджетников и будет больше рабочих мест, - объясняет С. Собянин. - Сегодня достаточно большое количество жителей области едет в столицу на работу. Теперь рабочие места сами придут к ним, причём высокооплачиваемые места. Кроме того, конечно, будут благоустраиваться территория, строиться новые больницы, школы, детские сады».

«Расширение столицы позволит пожилым москвичам наконец-то переехать на ПМЖ в деревни и дачные посёлки, - уверена Лилия Овчарова, директор научных программ Независимого института социальной политики. - Мы проводили опросы пенсионеров, и очень многие признавались, что в городе их держат только хорошая система соцобслуживания и здравоохранения».

Дачников, возможно, порадуют цены на их участки - они могут вырасти после прокладки дорог и появления цивилизованной сети общественного транспорта. Как подтвердили «АиФ» в Российской гильдии риелторов, стоимость коттеджей в данном секторе Московского региона поднимется как минимум на 20%, а земля может подорожать вдвое (сегодня за сотку, например, в Ленинском районе просят до 15 тыс. долл.).

«Не надо разделять интересы Москвы и Московской области, - призывает С. Собянин. - Мы уже давно живём как единая городская агломерация, как регионы, которые взаимодополняют друг друга. Для Москвы объединение означает прежде всего уменьшение плотности населения города: предполагается, что она снизится почти в два раза. Ситуация же, когда часть административных органов будет перенесена в область, несомненно, разгрузит центр столицы. А в целом станем решать те проблемы, которые назревали даже не годами, а десятилетиями. Поэтому развитие всего региона - огромный плюс и для Москвы, и для Московской области».

За чей счёт переезд?

И конечно, всех интересует вопрос, откуда возьмутся деньги на создание «Большой Москвы» и на Международный финансовый центр, который собираются строить предположительно в Рублёво-Архангельском (см. карту). Власти считают, что затраты во многом окупятся за счёт продажи ведомственных зданий в пределах Садового кольца.

Итак, на аукцион выставят строения 17 министерств общей площадью более 200 тыс. м². Среди них - Минфин на Ильинке, знаменитое здание МИДа на Смоленской-Сенной площади, Минэкономразвития на 1-й Тверской-Ямской ул. и некоторые другие. Средняя цена квадратного метра в этих офисах - 7-8 тыс. долл., значит, теоретически в городской казне окажется около 1,4 млрд долл. Но предварительная смета трат будет готова не раньше чем через полгода, тогда мы и узнаем, во сколько обойдётся создание «Большой Москвы».

Смотрите также: