Примерное время чтения: 5 минут
290

Столица-монстрготова поглотить область

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. Поздравляем с днем победы ! 07/05/2008

Мэр Москвы Юрий Лужков первым предложил объединить. Но не регионы, а программы их развития. Губернатор Подмосковья Борис Громов в свою очередь высказал опасения, что возможное слияние приведёт к образованию плохо управляемого монстра. Оставим за скобками политический аспект появления нового субъекта Федерации. Порассуждаем лишь о том, какие проблемы можно решить, создав из столицы и области агломерацию, живущую по одним законам.

Как развязать дорожный узел

На сегодняшний день в Москве - 3,2 млн. автомобилей, вместе с приезжающими из области - 5 млн. машин. По данным специалистов НИИиПИ Генплана Москвы, уже сейчас перегрузка дорог составляет 74%. Столичные власти продолжают трудиться над увеличением пропускной способности целого ряда магистралей, недавно приступили к строительству участков Четвёртого транспортного кольца и шоссе-дублёров. Но во что упираются эти современные трассы? В бутылочное горлышко областных дорог, рассчитанных на два ряда в одну и столько же в другую сторону. Понятно, что дорожное строительство Московской области до сих пор происходит без учёта транспортного развития столицы. Но только правильно ли это?! Кстати, административные барьеры мешают модернизировать ту же МКАД. В некоторых местах кольцевой дороги уже нужны новые и необходимо расширять существующие развязки, требуются и дополнительные съезды-заезды с трассы.

Где жить - там и работать

Примерно 25% строящегося жилья в Подмосковье раскупают жители столицы. Это и понятно: цены ниже. К тому же жить в пригороде, если это современный коттеджный посёлок и элитный микрорайон, не только комфортно, но и престижно. А как переехать в область насовсем, если на работу в Москву нужно выезжать? Ни для кого не секрет, что в столице трудятся не только москвичи: из 6 млн. работающих - 1,2 млн. человек приезжают из области. Увеличение числа работающих - дополнительная нагрузка на дороги. Получается замкнутый круг. Разорвать его можно, перестав хаотично застраивать близкие к МКАД территории, превращая их в спальные районы. Нужно создавать города-спутники в срединном поясе области - и не только с жильём, но и с рабочими местами.

Кто подумает о дачниках

Москвичи каждый год, начиная с 1930-х гг., превращаются в областных жителей - дачников. То есть вот уже 70 лет в ближайшем Подмосковье с мая по октябрь население увеличивается более чем в три раза, но при этом местные администрации планируют инфраструктуру, исходя из численности постоянных жителей. А это значит, что не хватает как минимум магазинов и больниц, не говоря уже о спортивных и развлекательных комплексах. В последние годы проблема усугубилась из-за уже упомянутой хаотичной застройки. И будет продолжать усугубляться.

Куда деть мусор

В ближайшие годы в Москве заработает 10 новых мусоросжигательных заводов. Но области они нужны не меньше. Каждый год весной Госадмтехнадзор Подмосковья фиксирует более 400 навалов в разных районах. А 20 несанкционированных свалок бытовых отходов давно занимают одни и те же территории! Но ведь именно за чистым воздухом и нетронутой природой уезжают из Москвы.

Взлетят ли цены

Похоже, только стоимость жилья, продуктов питания и других товаров станет выше в области, но не ниже в Москве, если произойдёт объединение. Экономисты обычно только заявляют о возможном повышении, а ценники в магазинах уже переклеены. Но из-за одного этого откладывать решение остальных проблем, наверное, неправильно.

Вместо заключения

Если столица и область не договорятся о взаимодействии, то, по мнению урбанистов, Подмосковью всё равно грозит поглощение. На данный момент объёмы инвестиций в Москве таковы, что город ежегодно может расширяться на 5 км вглубь области. Значит, лет через 20-30 Подмосковья не станет? И можно будет вести переговоры о присоединении Тверской области, Калужской и так далее?

КСТАТИ

Объединение Москвы и Подмосковья уже планировалось. В 1930-х гг. архитектор Сергей Шестаков разработал проект большой Москвы, площадь которой должна была составить 200 тыс. га - в два раза больше, чем сейчас. Застроить город предлагалось семейными домами, а не типовыми много-этажками. Лет на десять раньше проектировщики московского метро предложили схему линий, строительство которых позволило бы обеспечить подземным транспортом и пригородные территории - например, Мытищи, Нахабино, Люберцы. В 1980-х гг. главным архитектором Москвы Леонидом Вавакиным был предложен единый генплан развития Москвы и области.

Но Москва всё-таки стала отдельным от области субъектом Федерации, окружённым другим субъектом. Cтолица в результате лишилась территорий для дальнейшего развития: у города осталось менее 6% резервных земель при потребности 22-25%. И Москва, пожалуй, единственный мегаполис, развивающийся центростремительно, а не центробежно, то есть за счёт прилегающих территорий. На Западе в городах живёт 20% населения, а в пригородах - 80%. У нас же ситуация обратная.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах