16 мая 2018 года, в 5:30 утра по московскому времени движение по автомобильной части Крымского моста было открыто для легковых автомобилей и автобусов. Эксплуатация объекта, который не без оснований называют «стройкой века», началась.
«Много зрителей с нетерпением ожидали «нападения бандеровцев»
15 мая за официальной церемонией открытия внимательно следили не только в России, но и на Украине. Главное информационное агентство страны УНИАН в материале «Мост, который пристроился к Крыму» заявляет: «Задолго до открытия Крымского моста, понимая, что происходить это будет в обязательном присутствии хозяина Кремля, который не преминет таким образом продемонстрировать крымчанам значимость этой „стройки века“, некоторые отечественные радикалы обещали провести в момент открытия диверсию, вплоть до подрыва моста. Пожалуй, много зрителей церемонии запуска объекта, в том числе из РФ и Крыма, с нетерпением ожидали сегодня „нападения бандеровцев“. Напрасно...».
Помимо разочарования отсутствием диверсии в материале УНИАН собраны все традиционные штампы, связанные с Крымским мостом — его непомерная дорогвизна, бессмысленность и ненадежность. Все это приправлено нотками истерики: «По информации российских СМИ главный защитник русскоговорящих, с присущим ему самолюбованием, к открытию моста приготовился основательно: сел за руль одного из трех десятков „вылизанных“ к его приезду КамАЗов, взял к себе в пассажиры руководителя „стройки века“ и, с гагаринским „Поехали!“, тронулся».
УНИАН верит в то, что Крымский мост долго не простоит, причем апеллирует в очередной раз к одному и тому же эксперту: «Однако, похоже, на Крымский мост россияне не возлагают больших надежд. Несмотря на то, что „Росавтодор“ проверял мост на прочность тяжелой техникой и тот выдержал, российский ученый-гидрогеолог Юрий Медовар ранее высказывался о том, что даже если мост построят, простоит он недолго. По мнению специалиста, дело в том, что возводился он без каких-либо экспертиз».
«Россия заплатит еще и за снос этого моста»
Украинское издание «Апостроф» тоже решило, что лучше всего по вопросу Крымского моста обратиться к россиянину, выбрав для этого политика Константина Борового. Тот не подвел, в материале «Керченский мост придется снести» заявив: «Строительство Керченского моста никак не помешает возвращению Крыма в состав Украины. Это строительство является незаконным, потому что осуществлялось на территории Украины и без согласования с Украиной. Так что Россия заплатит еще и за снос этого моста».
«То, что делается со злым умыслом, всегда обречено»
Украинский портал “Обозреватель” разместил материал под названием «Крымский мост обречен», в котором дал слово политическому аналитику Тарасу Чорновилу. Парадоксально, но господин Чорновил начал с того, что заявил, что мост невозможен: «Давайте вспомним — премьер Юлия Тимошенко в 2008 году подписала протокол о намерениях по строительству этого моста. Выехали комиссии, в основном российские, которые провели исследования и признали, что это сделать почти невозможно». Признав затем, что объект все-таки существует, эксперт предрек ему мрачное будущее: «Сейчас он будет работать на 1/10 запланированной нагрузки. Очевидно, что какие-то его части будут регулярно закрываться на ремонт, регулярно будут убытки. Мост будет требовать невероятных средств. Это чисто политический проект, который никогда не станет прибыльным экономически. То, что делается со злым умыслом, всегда обречено. Не будет этот мост стоять долго».
«Президент-дальнобойщик»
Ряд украинских СМИ предпочли дать слово не экспертам, а пользователям соцсетей. Портал ТСН публикует материал под названием «Президент-дальнобойщик: пользователи соцсетей обсмеяли, как Путин на Камазе открывал Керченский мост». Судя по содержанию материала, пользователей соцсетей более всего взволновал вопрос, почему Путин ехал с двумя мужчинами и был не пристегнут ремнем безопасности: «Кто-нибудь, оштрафуйте президента за езду с непристёгнутым ремнём безопасности».
«Без железной дороги невозможно нормальное функционирование промышленности»
Есть и более взвешенные материалы. Портал «Страна.ua» публикует статью Виктории Венк под названием «Открытие Керченского моста. Как велась „стройка века“ и что она изменит для Крыма и Украины». Рассказывая об истории строительства, журналистка пишет и о его перспективах, приводя мнение специалиста-транспортника, имя которого не называется. По его мнению, запуск автомобильного моста не изменит принципиально экономическую ситуацию в Крыму, в отличие от железнодорожного: «В первую очередь это будет важно для строительства, так как даже после 2014 года после блокады львиную долю материалов и сырья для строительства везли именно по железной дороге. Кроме того, без железной дороги, естественно, невозможно нормальное функционирование промышленности».
15 мая Порошенко открывал фельдшерский пункт. Украинцы радуются, что не туалет
Любопытно, что 15 мая украинские СМИ раз в десять больше внимания уделили президенту России и мероприятию, в котором он принимал участие, нежели собственному главе государства.
Президент Украины относительно открытия Крымского моста высказался гневно, назвав строительство «незаконным». «Мост обязательно понадобится оккупантам, когда они будут срочно покидать наш Крым», — пригрозил Порошенко в соцсети.
Почему решительность Петра Алексеевича не вызвала энтузиазма у его соотечественников, объясняет мероприятие, в котором участвовал 15 мая президент Украины. Лидер киевского режима открывал фельдшерско-акушерский пункт в селе Боденьки Вышгородского района Киевской области.
Спору нет, что государству нужны как мосты, так и акушерские пункты. Но открывать последние — это все же уровень местных властей. Сравнение Путина, открывающего Крымский мост, и Порошенко, открывающего фельдшерский пункт, вызвало у украинцев сложные чувства.
Экс-министр юстиции Украины Елена Лукаш написал в соцсети: «Оцените эпохальность и масштаб события президентского формата. Пункт. Фельдшерско-акушерский. В Боденьках на Киевщине. Где население меньше 400 человек, площадь 2,3 кв. км. Президент. Ленточка. Экстаз».
«Зачетно наш гарант потроллил Путина! Вот это масштаб! Это вам не какой-то Крымский мост!», — пишет один из рядовых пользователей.
Некоторые украинцы порадовались за то, что в этот день Порошенко хотя бы не участвовал в торжественном открытии туалета.
Это не ирония. Дело в том, что подобные случаи на Украине уже имели место. Не далее как в феврале 2018 года в селе Медвежье Ушко Винницкой области торжественно открыли туалет в школе. Перерезать желто-синиюю ленточку приехали глава района, глава райсовета, сельский глава, а также местные депутаты и другие чины. «Руководители рaйона и сельский головa с удовлетворением осмотрели отремонтированное помещение», — говорилось в официальном сообщении. А в 2017 году в городе Южноукраинске в открытии школьной мусорки принял участие лично губернатор Николаевской области. Открытие сопровождалось праздничным концертом.
С учетом подобных вещей становится понятно, почему на Украине не верят в реальность Крымского моста. Когда событием становится открытие даже туалета и мусорного контейнера, поверить в то, что кто-то строит 19-километровый мост через море, практически невозможно.