О том, как будут продолжены реформы в Вооруженных силах — очередная программная статья премьер-министра и кандидата в президенты Владимира Путина «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России», опубликованная в «Российской газете».
Предполагается, что в следующие 10 лет на развитие армии и модернизацию оборонно-промышленного комплекса из госбюджета будет выделено около 23 трлн рублей. Вместе с тем, как отмечает Владимир Путин, столь значительные затраты отнюдь не означают, что российский бюджет будет милитаризирован. Развивать военный потенциал страны автор статьи предлагает в рамках так называемой стратегии сдерживания на уровне оборонной достаточности — только таким образом Россия сможет чувствовать себя в безопасности и наши политические аргументы будут восприниматься нашими международными партнерами. Увы, таковы реалии.
- Вмешательство во внутренние дела суверенных государств — опасное явление первого десятилетия XXI века. Примеров тому немало, — считает Владимир Лота, ведущий специалист в области истории военной разведки, член Союза писателей России. — К сожалению, следует признать, что живем мы в непредсказуемом мире, где военная сила — решающий аргумент, используемый вопреки нормам международного права. В этих условиях Россия должна иметь Вооруженные Силы, способные защищать ее народ, безопасность, национальные интересы и будущее. Поэтому статья Путина — необходимая, конкретная и реальная программа укрепления безопасности Российской Федерации. Ближайшее десятилетие — новый шаг в укреплении безопасности. Хочется верить, что обозначенные в статье Путина задачи в этой области будут полностью реализованы. Иначе для России могут наступить трудные времена.
Отдельно Владимир Путин останавливается на вопросе разворачивания систем ПРО со стороны США и сил НАТО: «Военно-технический ответ России на глобальную американскую ПРО и ее сегмент в Европе будет эффективным и ассиметричным. И будет полностью соответствовать шагам США в сфере ПРО». Для этого, в частности, планируется максимальное развитие Стратегических ядерных сил, а также структур воздушно-космической обороны. Поскольку системы ПРО, по мнению Путина, пока еще недостаточно эффективны, но при этом весьма затратны, России следует сосредоточиться на создании соответствующих систем, способных преодолевать ПРО.
- Очень импонирует, что Путин в той части статьи, где речь идет о сдерживании американской ПРО, не впадает в антиамериканскую риторику. Он очень детально, лаконично и технологично анализирует, каким образом конкретно можно противостоять этой угрозе, — констатирует политолог Дмитрий Орлов. — В любом случае, это очень разумный подход. Из этого можно было бы сделать идеологическую страшилку, но Путин не идет по этому пути, он выступает за путь технологический. Что касается вызовов, которые стоят перед страной, мне кажется, он прекрасно их осознает и дает ответ на каждый из них. Это, в первую очередь, развитие ВПК. Путин говорит, что возможны какие-то точечные проекты, но, в принципе, нужно делать ставку на отечественный военно-промышленный комплекс. Путин себя в этой статье позиционирует как сторонник развития мобильных сил и всего подхода, связанного с мобильностью.
Очевидно, что решить такие задачи невозможно без наличия нового суперсовременного вооружения. Причем, определенные успехи в этой области были достигнуты в последние году. Так, на современную военную технику уже переведено более 250 частей и соединений. К 2020 году доля новых образцов вооружений в войсках, как отмечает Путин, должна составлять не менее 70%. Старая же техника, которая к тому времени еще останется на вооружении, должна будет пройти глубокую модернизацию. «Задача предстоящего десятилетия заключается в том, чтобы новая структура Вооруженных сил смогла опереться на принципиально новую технику. На технику, которая «видит» дальше, стреляет точнее, реагирует быстрее, чем аналогичные системы любого потенциального противника», — говорится в программной статье Владимира Путина.
- Действительно, — говорит политолог Павел Данилин, — в 1990-е гг. оборонный госзаказ был практически уничтожен, предприятия с трудом выживали. В 2000-х гг. в оборонку пошли деньги, но десятилетний провал, который мы имели, конечно, сильно ударил по оборонке. Армии необходимо, безусловно, новое оружие, а не устаревшее. Одновременно не дать оборонке загнуться и, с другой стороны, стимулировать появление новых видов вооружения — очень важная вещь, о которой говорит Владимир Путин.
Безусловно, техническое перевооружение невозможно без качественного изменения системы комплектования вооруженных сил. Глобальная цель — простроение полностью профессиональной армии, однако достичь этого в ближайшие несколько лет России пока не удастся. Посколько профессиональная армия — «это «дорогая» армия». Посему в ближайшей перспективе планируется сохранить смешанную систему комплектования. Вместе с тем, служба по призыву должна будет качественно измениться.
- Очень важно, что Путин хочет вернуть армии значение «социального лифта», — считает Сергей Жураховский, профессор Академии Военных наук, полковник запаса. — В статье премьера предлагается впечатляющий набор социальных гарантий: дополнительные права при поступлении в вузы, возможность подготовки к экзаменам за счет государства, преференции при приеме на госслужбу и даже бюджетные гранты для отслуживших студентов — на обучение в лучших отечественных и зарубежных бизнес-школах. Применение этих мер на практике обещает двойной положительный эффект: с одной стороны, в целом у юношей появится общая мотивация идти служить, чтобы получить возможность «подстрахованного» государством старта в жизнь; но также при этом будут созданы условия для привлечения в армию уже достаточно интеллектуально развитой молодежи, в которой армия крайне нуждается.
Смотрите также:
- Чего ждать от послания президента Федеральному собранию? Мнения экспертов →
- Медведев: «Политика Вашингтона в вопросах ПРО направлена против России» →
- «Грандиозные и невыполнимые». Алексей Арбатов о военных планах России →