«Школьное преподавание литературы напрочь отбивает какую-либо охоту к чтению»

   
   

Кажется, это неудивительно, ведь Россия всегда входила в число самых читающих стран. Однако по данным различных статистических исследований, на сегодняшний день вырисовывается совсем иная картина. Да, на форумах в Интернете читающий люд отстаивает книги любимых авторов. А прилавки завалены беллетристикой. Но классика-то сдает свои позиции.

Скорее всего, ситуация, сложившаяся на рынке литературных произведений, учитывая закон прямой зависимости предложения от спроса, изначально вызвана рядом перемен в сознании современного поколения. Вину можно возлагать на модернизацию, капитализацию, на повсеместное внедрение технических новшеств, упрощающих жизнь человека 21 столетия, и, как грубо ни звучало, мыслящих за него. Вину можно скинуть на власть, которой, как считают многие россияне, не нужно образованное и думающее население. Ответственность за деградирующее поколение можно возложить и на систему образования, внедряющую новейшие западные технологии контроля знаний и заставляющую мыслить исключительно механически. Но всё же основа невзгод заложена, в первую очередь, в человеческой личности, которая остается в исканиях и праве свободного выбора. Большую долю внимания и заботы мы, люди, должны уделять самовоспитанию и воспитанию будущего поколения. А ответы на многие наши вопросы изначально содержаться именно в классической литературе. Семейное воспитание человека должно идти неразрывно с воспитанием духовным и культурным, основы чего заложены в книгах.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) ежегодно предоставляет данные о том, как читают россияне и что они читают чаще. Данные за весь 2009 год о том, сколько людей читают вообще, оказались весьма неутешительными. За прошедшие 13 лет, с 1996 года, доля тех, кто практически ежедневно обращается к книгам, снизилась на 9% и к нашему времени составила всего 22%. 42% респондентов сообщили, что читают книги иногда, время от времени. Что касается граждан, вообще не читающих, то их число возросло до 35%, что почти в полтора раза больше, чем в 1996 году. Однако излюбленными жанрами в числе читающих граждан остаются классические приключенческие романы (26%), классика и «женский» детектив (по 25%). По 16% россиян любят читать романы об истории дореволюционной России, а так же современную русскую и зарубежную литературу. И лишь 11% предпочитают поэзию. В целом, за 7 лет заметно снизилось количество читающих детективы и любовные романы, и увеличилась доля интересующихся поэзией, классикой, историческими романами. ВЦИОМ отследил, что по сравнению с 2002 годом, сейчас классике люди стали уделять большее внимание (25% против 19% в 2002 году). Вероятно, это обусловлено появлением интереса к истории и культуре отечества и зарубежных стран.

Своими размышлениями на тему читающего поколения и значения классической литературы в нашем обществе поделилась одна из самых известных и популярных российских писательниц, мастер социальной прозы, Полина Дашкова.

«АиФ»: - Полина Викторовна, скажите, пожалуйста, как, на Ваш взгляд, сейчас обстоят дела на книжном рынке, и, в частности, востребована ли сегодня классическая литература?

Полина Дашкова: - Я не большой специалист по книжному рынку, но хотелось бы сказать, что классическая литература очень востребована. Она всегда была востребована.

   
   

«АиФ»: - Что Вы думаете по поводу статистических данных, утверждающих, что современная молодежь мало читает классики?

П.Д.: - Это абсолютная ерунда. Когда я принадлежала к молодежи, говорилось всё то же самое. Сегодня говорится, что мое поколение, как раз было читающим. На самом деле, если взять школьный среднестатистический старший класс - девятый, десятый или одиннадцатый, то, грубо говоря, человек пять из сорока одноклассников читают русскую классическую литературу постоянно, серьезно и осознанно. Человек 10-15 делают это так-сяк, выбирая для себя то, что интересно ему лично. Где-то процентов 50 читают лишь потому, что хотят получить хорошие оценки, сдать экзамены. Из этой части людей кто-то станет читать для себя. Но это уже отчасти зависит от уровня преподавания. Зачастую бывает так, что школьное преподавание литературы напрочь отбивает какую-либо охоту к чтению. Сейчас соотношение читающих и не читающих классику точно такое же, как и было раньше. Хотя Россию и называют самой читающей страной, тем не менее, людей, у которых есть глубокая потребность чтения настоящей серьезной литературы, над которой надо думать, в принципе, не много.

«АиФ»: - Все же необходимо ли людям, окончившим школы и другие учебные заведения, возвращаться к классике? И какую пользу она несет?

П.Д.: - Кому как нужно и кто как хочет. Здесь большую роль играют исключительно индивидуальные предпочтения человека. Для кого-то чтение классической литературы вообще является витамином и психотерапией. Как сказала Марина Цветаева, - если на Западе поэзия – это десерт, то в России – это хлеб, - так до сих пор и осталось. Есть люди, которые этим живут, спасаются, а главное, что развиваются и учатся думать. «Война и мир», к примеру, прочитанная в возрасте четырнадцати лет - это одно произведение, в возрасте двадцати пяти - совершенно другое, в возрасте сорока – третье. Там человек постоянно находит для себя что-то новое. Я знаю людей, которым жизнь спасали стихи Пушкина. В целом, любить или не любить классическую литературу – это индивидуальный и добровольный выбор каждого человека. Заставить любить литературу невозможно.

«АиФ»: - Чему нас учит классика?

П.Д.: - Классика нас не обязана чему-либо учить. Учить нас когда-то пытался соцреализм. Единственное чему нас учат произведения великих писателей прошлых столетий, так это думать. В вопросах нравственного и духовного воспитания человека, литература выступает как условие необходимое, но недостаточное. Это воспитывается скорее в семье.

Цивилизованному обществу со временем свойственно меняться - это закономерность истории любого государства. И поэтому совсем неудивительна смена интересов, пристрастий, сценария жизни как в обществе в целом, так и в семье или отдельном человеке в частности. Классическая литература, как отечественная, так и зарубежная, никогда не становилась немодной и не отбрасывалась разумными людьми пылиться в темные углы. Рано или поздно всем нам необходимо возвращаться к произведениям глубоким, а главное, помогающим нам думать, находить нужные ответы и впитывать невероятную духовную силу и культуру, которую несет нам великая классическая литература.

Смотрите также: