Посол Японии: Россия - это не Европа и не Азия

   
   

Немыслимое ещё несколько лет назад дело: за Россию на Олимпиаде выступала японская фигуристка Юко Кавагути, а в футбольном ЦСКА играет Кейсуке Хонда.

О чём ещё, кроме спорта, могут поговорить русский с японцем, мы выясняли у посла Японии в России Масахару Коно.

«AиФ»: - Г-н посол…

Масахар Коно: - Перед тем, как ответить на Ваши вопросы, я хотел бы выразить искреннее сочувствие жертвам и семьям погибших во время взрывов в московском метро 29 марта и пожелать скорейшего выздоровления раненым.

«AиФ»: - Спасибо. Как вам московская зима? Это в Японии уже сакура во всю цветёт, а у нас весна сугробам не помеха

М. К.: - Было очень холодно!

   
   

«AиФ»: - Вот и на недавней климатической конференции в Копенгагене, многие задавали вопрос: где оно, это глобальное потепление? Может, теперь мы с лёгким сердцем можем жечь нефть и газ?

Газа хватит всем?

М. К.: - Да, учёные спорят о степени влияния человека на климат. Но я уверен, что весь мир должен совместно решать проблему изменения климата. Есть, по крайней мере, один бесспорный момент. Углеводородное сырье - это ограниченный ресурс, его нужно использовать эффективно. Это чрезвычайно важно и для модернизации России. Здесь есть пространство для сотрудничества наших стран. Японские энергосберегающие технологии самые передовые в мире. Недавно состоялся японо-российский совместный комитет по вопросам сотрудничества в сфере энергосбережения. 

«AиФ»: - В феврале в Японию ушёл первый танкер с русской нефтью, год назад начались поставки сжиженного газа с сахалинских месторождений. В Европе некоторые политики пугают зависимостью от России. В Японии таких опасений нет?

М. К.: - Наоборот, поставки из России, считаю, полезны для обеих сторон. Сегодня мы импортируем нефть и газ, в основном, из стран Среднего Востока и из Юго-восточной Азии. Для Японии, ищущей разные источники поставок, покупки в России, можно сказать, служат гарантией энергетической безопасности. Появление Японии в качестве новой страны сбыта полезно и с точки зрения российской политики в области экспорта энергоносителей.  Конечно, поставки из России - это пока всего лишь 7% импортируемых Японией энергоресурсов. Но важна географическая близость. Газовоз с Сахалина идёт 2-3 дня. Со Среднего Востока – 1-2 недели. Причём транспортные корабли в том регионе подвергаются опасности террористических и пиратских атак.  За 5 последних лет товарооборот между нашими странами вырос в 5 раз. Кризис лишил нас половины этого достижения, жаль. Я видел, как бизнесмены из других стран уезжали из России. Но японцы продолжают работать, готовясь к будущему развитию российской экономики. У русских и японцев есть общая черта характера - терпение.

Стена непонимания

«AиФ»: - Про потенциал японо-российских отношений говорится на каждой встрече лидеров наших стран. И каждый раз следует оговорка, что реализовать его мешает нерешённая территориальная проблема. Конечно, это дело японского правительства, поощрять или препятствовать из-за этого развитию экономических связей. Но нормально ли, что на японских картах острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи уже значатся японскими?

М. К.: - Я полностью согласен, что территориальная проблема мешает развитию отношений Японии и России. Проблема в том, что по этой причине между гражданами Японии и России не происходит углубления психологического взаимопонимания. Наоборот, если проблема будет решена, связи между гражданами начнут резко развиваться. Я не согласен с теми, кто считает, что мы решим проблему, закрасив четыре острова на карте в японские цвета. Мы должны стремиться к тому, чтобы наши карты совпали. Если на картах обеих сторон они закрашены в один цвет, это значит, что проблемы нет.

«AиФ»: - Понимают ли в Японии, что идея передачи Южных Курил у нас так же крайне непопулярна? Власть, которая сдаст острова, совершит политическое харакири.

М. К.: - Мы понимаем: если российская сторона полностью примет нашу позицию, для российских политиков это обернётся непопулярностью. Но если мы перестанем требовать возвращения северных территорий, это будет политическим самоубийством уже для японских политиков. Да, японцы терпеливы, но переговоры идут с 1956 года. Это не тот случай, когда время лечит. Пора бы и закрыть эту тему. Это вопрос мудрости как россиян, так и японцев. На прошлой встрече президент Медведев ответил премьер-министру Хатояме, что хочет решить эту проблему в нашем поколении. Пора использовать политическую силу для такого решения. 

«AиФ»: - В качестве наиболее важного мероприятия в регионе в этом году в Японии пройдёт саммит АТЭС. Какие темы для региона наиболее актуальны и какую роль в его развитии может сыграть Россия? 

М. К.: - Как в дальнейшем будет происходить экономический рост региона в целом – вот наиболее интересный и важный вопрос. На саммите в Иокогаме состоится дискуссия на высшем уровне о дальнейшей стратегии экономического роста. Президент Медведев и председатель правительства Путин считают освоение Дальнего Востока и интеграцию российской экономики в Азиатско-тихоокеанский регион важными стратегическими задачами. Если иметь в виду саммит АТЭС, который пройдёт через два года во Владивостоке, нынешняя дискуссия становится очень важной, как связанная с будущим.

Вор должен сидеть

«AиФ»: - Со стороны бывают виднее и достоинства партнёра и его недостатки. Что вы можете сказать о России?

М. К.: - Уважаю в русских то, что ко всему могут отнестись серьезно и глубоко. Вы гордитесь своей культурой, но и уважаете культуру других стран. При этом мне кажется, что Россия - это не Европа. Но и не Азия. Россия сама по себе. Если говорить о недостатках, то со стороны заметно, что у вас громоздкое бюрократическое государство с низким уровнем эффективности на местах. Здесь есть возможность для улучшения.

«AиФ»: - Что вы рекомендуете японским бизнесменам: жить по совести и по закону или не скупиться на взятки?

М. К.: - С одной японской компании перед началом строительства завода потребовали собрать столько бумаг и разрешений, что из них получился бы столб высотой несколько метров! Я лично не знаю, есть ли случаи взяток. Конечно, мы советуем бизнесменам действовать по российскому закону. 

«AиФ»: - Как наказывают за коррупцию у вас?

М. К.: - В Японии тоже есть своеобразная традиция взяточничества. Но это уже не является ежедневной нормой жизни. Японские СМИ очень пристально исследуют случаи возможной коррупции. Кроме того, в Японии уже вполне сложилась другая традиция – нетерпимости к коррупции. Взяточников принято сдавать. Ну а дальше вор, как известно, должен сидеть в тюрьме.

Справка

В 1956 году премьер-министр Итиро Хатояма - кстати, дед нынешнего премьера Юкио Хатояма - привёз из Москвы Совместную декларацию Японии и СССР. В ней советское правительство в качестве жеста доброй воли заявило о готовности передать Японии остров Шикотан и гряду Хабомаи. Российские президенты подтверждали эту готовность. Курилы были захвачены советскими войсками во время Второй мировой войны и по её итогам отошли СССР. Япония настаивает, что <северные территории> не относятся к Курилам и были захвачены уже после капитуляции.

Смотрите также: