Между Москвой и Минском прошли неконкретные переговоры

Москва и Минск вчера сумели договориться о возобновлении работ в рамках Союзного государства. После восьмичасовых переговоров в Кремле президенты Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко подписали три документа: декларацию по случаю десятой годовщины Договора о создании Союзного государства, договор о развитии военно-технического сотрудничества и соглашение об учреждении и условиях деятельности культурно-информационных центров. По большому счёту, переговоры в очередной раз подтвердили – взаимоотношения между Москвой и Минском по-прежнему строятся не на доверии, а на торге. Всего на встрече на высшем уровне, посвящённой десятилетию создания Союзного государства, поднимались 18 вопросов, однако заявления, которые Лукашенко и Медведев сделали после обсуждения, оказались слишком расплывчатыми и общими. Конкретики оказалось на удивление мало.
 
Как рассказал Александр Лукашенко, расхождений между сторонами не было вовсе, были лишь разночтения, по которым стороны как раз и пытались сблизить свои позиции. Он также заявил, что Союзное государство не исчерпало себя и имеет хорошие перспективы. «Союзное государство – не химера, а реальное продвинутое интеграционное формирование на постсоветском пространстве…у него есть очевидные перспективы. Во всяком случае, мы, как президенты, думаем», – заявил Лукашенко после переговоров. Дмитрий Медведев в свою очередь указал, что стороны сумели найти компромиссы по всем аспектам российско-белорусских отношений. Впрочем, как заявил российский президент, «в центре внимания обсуждения был план совместных действий по минимизации последствий финансового кризиса». «Мы здесь проводили и будем проводить политику, направленную на помощь и поддержку белорусской экономике», – отметил он. Медведев также указал, что переговоры зачастую проходят эмоционально, а зачастую даже жёстко, однако если бы всё проходило просто, это означало бы, что всех всё устраивает как есть.
Следует особо отметить сотрудничество Минска и Москвы в топливно-энергетической сфере. И хотя стороны по итогам переговоров не рассказали никаких деталей, речь, скорее всего, идёт о льготном режиме продажи нефти Белоруссии, который должен завершиться уже в 2010 году. «Мы приняли принципиальное решение — положительно ответить на различные обращения, касающиеся того, как будет происходить сотрудничество в нефтяной сфере», – достаточно расплывчато заявил Медведев. Белоруссия наверняка настаивала на снижении пошлин, РФ – на их повышении. То, что стороны достигли компромисса, наверняка означает, что пошлина на нефть для белорусов как минимум не увеличится.
Отдельным пунктом шли переговоры по поставкам вооружений из России в Белоруссию и наоборот. Ещё в октябре этого года Александр Лукашенко указывал, что РБ приняла решение модернизировать свою военную технику. В этом Минску, по идее, должен помочь закон, подписанный Медведевым ещё весной, в котором говорится, что поставки вооружений и военной техники партнёрам РФ по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) будут осуществляться по льготным ценам.
Последние годы российско-белорусские отношения переживают отнюдь не лучшие времена. После «молочной войны» напряженность между РФ и РБ оставалась долго. Так, Минск с апреля запретил вещание пяти российских телеканалов на своей территории, а также отверг транш российского кредита в 500 миллионов долларов. Премьер-министр Владимир Путин также не мог удержаться от колкостей в адрес Минска, даже во время недавней прямой линии с гражданами России. Лукашенко, впрочем, в долгу также не оставался.
Сейчас ни Москва, ни Минск к созданию действительно Союзного государства, с общей границей, общим «центром», общей валютой и т.д. пока не готовы. Однако, как заявил по итогам переговоров Александр Лукашенко, «…россияне, русские люди должны знать, что там, на западе, на крайних рубежах нашего общего отечества у вас есть достойные друзья, которые всегда готовы и поддержать, и защитить, и поделиться всем тем, что у нас есть». Дело в общем-то осталось за малым: перейти от отношений основанных исключительно на экономической выгоде к отношениям, основанным на братстве двух народов.

 

   
   

 

Смотрите также: