Заселить и застроить. Как России развивать Арктику?

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Форум стал чуть ли не самым представительным по числу и статусу участников за все время проведения. Помимо почти 3 тысяч участников из 50 зарубежных стран, в качестве почетных гостей форум посетили президенты Финляндии и Исландии Саули Ниинистё и Гудни Торлациус, премьер-министры Норвегии и Швеции Эрна Сульберг и Стефан Лёвен. Еще одну скандинавскую страну, Данию, представлял министр иностранных дел Андерс Самуэльсен. Напомним, все эти страны присоединились к санкциям против России, введенным во время украинского кризиса. Однако это не помешало им обсуждать различные экономические проекты, нацеленные на развитие арктического региона. Так, с исландцами обсуждали сотрудничество в рыбопромышленной отрасли.

   
   

Впрочем, больше иностранных коллег интересовали социальные и экологические проблемы: вопросы миграции диких животных, стремительное потепление, загрязнение окружающей среды бытовым и даже радиоактивным мусором. 

Какие проблемы у России есть в Арктике?

Россию глобальное потепление и экологические проблемы тоже волновали, но гораздо меньше экономического и социального развития Арктики. «На территории Арктики живет 2,4 млн граждан России. Они должны иметь нормальные условия для жизни, работы, обучения детей, достойное медицинское обслуживание. Это первоочередная задача — повысить на арктических территориях качество жизни людей», — говорил на форуме вице-премьер РФ, глава Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Юрий Трутнев.

Всем компаниям и госучреждениям приходится считаться с непростыми арктическими условиями: неразвитостью инфраструктуры, неблагоприятными географо-климатическими условиями, сложными инженерно-геологическими условиями. «В Арктике многолетнемерзлые породы, пучинистые и просадочные грунты. Кроме того, нарушения экологической системы в Арктике в большинстве случаев имеют необратимый характер, поэтому освоение новых регионов требует поиска способов уменьшения до минимума всех видов нагрузки на природную среду», — рассказал «АиФ» министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев. По его словам, строя новые или обновляя старые объекты, приходится учитывать множество проблем, например, вопросы энергопотребления: «В Арктике зима фактически длится 10 месяцев. Чтобы коммунальные платежи не улетали в космос, мы обязаны строить дома по самым современным технологиям. В противном случае не только стройка будет дорогой, но и последующее содержание объекта». 

Жизнь в Арктике вообще очень затратная: только завоз материалов, топлива и продуктов, без которых не могут жить арктические города, ежегодно обходится бюджету в 1 триллион рублей. 

Что будут делать в Арктике в ближайшие годы?

Но, несмотря на все проблемы, гости форума отмечали, что Арктика все больше становится местом притяжения для крупнейших мировых держав. Их сюда манят скрытые во льдах ресурсы. «Арктическая зона на сегодняшний день — самая большая кладовая углеводородных ресурсов. Больше 80% газа, который добывает страна, идет из Арктики, 20% нефти и прочие полезные ископаемые (никель, кобальт, медь, золото, алюминий)», — рассказывал директор Департамента изучения Арктики, Антарктики и мирового океана Минприроды РФ Сергей Хрушев

В Минприроды подсчитали, что всего в российской арктической зоне находится 258 миллиардов тонн топлива (около 60% углеводородных запасов страны). Более того, в перспективе эти цифры могут серьезно увеличиться: 90% шельфа и 53% суши еще предстоит разведать. 

   
   

Еще один важнейший для России стратегический проект — это Северный морской путь. «Чтобы улучшить жизнь людей, нужна своего рода экономическая ось, вокруг которой можно было бы построить развитие арктических территорий. Такой осью может стать Севморпуть», — отмечал на форуме президент страны Владимир Путин

По оценкам аналитиков, он будет вдвое быстрее, чем путь через Суэцкий канал, и позволит перевозить 80 млн тонн грузов уже к 2025 году. Кроме того, у Севморпути отсутствуют ограничения на тоннаж и габариты судов: далеко не все современные океанские контейнеровозы способны пройти Суэцкий канал. Наконец, путь поможет обслуживать порты Арктики и крупных рек Сибири (ввозить топливо, оборудование и продовольствие, вывозить лес и природные ископаемые). Минус пути в том, что пока он может функционировать только в летние месяцы (3-4 в году), когда северное побережье России не сковано льдами. 

Однако везти товары на Север на форуме предлагали не только морем. Сразу несколько железнодорожных проектов было представлено публике. Это и «Северный широтный ход» в Ямало-Ненецком автономном округе протяженностью 707 км, и «Белкомур» из Мурманска через Архангельскую область до Пермского края, и «Баренцкомур», который соединит Индигу и Сургут.

Смотрите также: