С 25 сентября сменились руководители Самарской и Нижегородской областей, Красноярского края, Дагестана и Ненецкого АО. Судя по экспертным оценкам и по утечкам в СМИ из «осведомлённых источников», «кадротрясение» в обозримом будущем могут пережить ещё 10-12 регионов.
«За редким исключением новых назначенцев объединяет определённый набор качеств, - сказал «АиФ» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. - Это молодые (в среднем 40-45 лет), но уже достаточно опытные управленцы, работавшие на высоких постах в федеральном центре (заместителями министров, сенаторами и т. п.). Сверхзадача нового поколения «губернаторов-технократов» - создать в регионах благоприятные условия, чтобы население оттуда не уезжало, чтобы работали социальные лифты для молодых и амбициозных профессионалов. Сегодня им зачастую трудно попасть в региональную элиту - проще уехать в Москву, чем остаться развивать родной регион».
«Мы наблюдаем выращивание нового политического поколения, которое должно пройти через региональный уровень власти и в дальнейшем быть востребованным, в том числе и на федеральных постах, - считает глава Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. - Нынешние назначенцы - это будущие министры, руководители совершенно нового качества, поработавшие в регионах и потому хорошо знающие страну, не страдающие популизмом и некомпетентностью, так характерными для многих чиновников».
Впрочем, по мнению Миронова, у нынешней волны кадровых замен есть и другой подтекст: «Происходящую ротацию предопределяют грядущие президентские выборы. Меняют губернаторов в тех регионах, где ситуация нестабильна, где есть конфликт внутри элиты и плохое экономическое положение. Где-то руководитель не справляется, у него низкие рейтинги, и, соответственно, низкие рейтинги у власти в целом. Где-то наблюдается высокая протестная активность, с которой никак не может справиться действующий глава: вместо того чтобы провести переговоры с недовольными, он подавляет их активность силой - и протестная волна поднимается снова. Власть заинтересована в том, чтобы качественно провести президентские выборы и получить на них хорошие результаты. И речь не столько о том, что административная машина должна провести мартовские выборы без сбоев, сколько о том, чтобы избиратели стали смотреть в будущее с надеждой и готовы были проголосовать более позитивно, не ушли в протест».
В пример эксперт приводит Самарскую область, где конфликт в элите зрел очень давно, к тому же наблюдалась высокая протестная активность, в том числе на предприятиях региона. Губернатор требовал беспрекословного повиновения, «хозяйничал», не мог или не хотел договариваться с другими игроками. В итоге потенциально успешная область попала в число проблемных, там падали рейтинги власти и росло недовольство населения.
Кстати
Время Никитиных
Многие сразу обратили внимание на внешнее сходство врио самарского губернатора Дмитрия Азарова с другим новым назначенцем, руководителем Нижегородской области Глебом Никитиным (см. фото) - вплоть до причёски и костюма. В соцсетях даже стали шутить, что новых губернаторов Кремль клонирует или печатает на 3D-принтере. Не осталось незамеченным и то, что теперь в России аж три губернатора по фамилии Никитин - в Тамбовской, Новгородской и Нижегородской областях. А у двоих из них совпало ещё и отчество.
Смотрите также:
- Кого Кремль пошлёт. Портрет успешного губернатора образца 2014 года →
- «Проблемы центру не нужны». Эксперт об отставках губернаторов →
- Какие знаки подает центр? →