Всем хотя бы в общих чертах известна история Пьера де Фреди, или, как нам привычнее его называть, по титулу — барона Пьера де Кубертена. Да, он возродил Олимпийские игры, и тем, что будет происходить в Сочи через две с небольшим недели, мы обязаны именно этому знатному французу.
Но что ещё, кроме этих крупиц информации, мы знаем о таком выдающемся человеке? Практически ничего. Поэтому в статье из серии «олимпийская история» АиФ.ru постарается уделить больше внимания жизни де Кубертена, тому, что привело его к идее возрождения Олимпиады, определило его взгляды и позволило ему вывести спорт во всём мире на качественно новый уровень.
Детство
Пьеру де Кубертену повезло родиться 1 января 1863 года в аристократической парижской семье. Его отец, Шарль Луи де Кубертен, был достаточно известным художником, выставлявшимся даже в Парижском салоне. Получив классическое образование, он писал картины на католическую тематику и с детства пытался привить молодому Пьеру свою любовь к религии. Мать Пьера, Агата-Габриэль де Мирвилль, была уроженкой известной семьи из Нормандии.
Пьер стал четвёртым ребёнком в семье. Кроме него, у Шарля Луи и Агаты были три девочки, но отец мечтал о наследнике. Несмотря на всю любовь, с которой к нему относились родители, он в своей автобиографии описывает отношения как с матерью, так и с отцом, не разделявшими его прогрессивных взглядов, словом, «натянутые».
Возможно, именно небольшими разногласиями и бунтарским духом ребёнка было продиктовано решение семьи отдать его на воспитание в иезуитскую школу. Вообще, педагогика иезуитов построена на прагматических основах и имела тогда своей целью воспитание в католической среде мальчиков из аристократических семей. Для пущей пользы, в отличие от подавляющего большинства учеников той школы, которые лишь днём приходили на занятия, всё остальное время проводя в родном доме, Пьер де Кубертен жил при монахах, один из которых являлся его наставником.
Несмотря на свой свободолюбивый нрав и прогрессивные взгляды, в такой консервативной школе Пьер был одним из лучших учеников и офицером школьной элитной академии, показывая характер и готовность к образованию.
Юношество
Однако, окончив школу, он принял решение исследовать методы образования, принятые в других странах. Из всех путей, которые были доступны сыну аристократа: возможности стать политиком, построить военную карьеру — он выбрал путь науки, сосредоточившись на образовании.
Наибольшее впечатление произвёл на юношу Пьера да Кубертена визит в Англию, где он побывал в возрасте 20-ти лет. В частности, переворот в мировоззрении Кубертена произвела одна из самых престижных на тот момент школ в Великобритании — Школа Рагби. Упор в образовании в этой школе был сделан на прививание мальчикам христианских ценностей и атлетическую физическую подготовку. Поощрялись командные игры, включая названную именем школы игру регби.
Именно на физические упражнения и обратил внимание Кубертен. Он был уверен, что как командные игры, так и просто физическое развитие не только приносят пользу телу, но и укрепляют дух, учат работать в команде, общаться, приводят мысли в порядок, а также держат мальчиков вдалеке от праздных занятий.
Олимпиада
Заражённый идеей физической культуры в образовании, Кубертен, вернувшись во Францию, начал продвигать идею введения уроков физкультуры в школьную программу. Идея провалилась, но зерно, посаженное глубоко под корой головного мозга молодого барона, удобренное его амбициями, проросло в идею развития спорта по всему миру.
Ухватившись за идею античных Олимпийских игр, ставших популярными после археологических открытий в районе древней Олимпии, он задался идеей возродить старинные соревнования.
Кубертен разработал проект возрождения Олимпийских игр и выступил 25 ноября 1892 года в Сорбонне, всемирно известном Парижском университете, с докладом «Возрождение олимпизма». На тот момент ему было всего 29 лет. 23 июня 1894 года старания Кубертена увенчались успехом. На конгрессе в Сорбонне было принято историческое решение организовать первую Олимпиаду в 1896 году. Местом, отдавая дань традициям, выбрали греческие Афины.
В промежутке между принятием решения и организациями игр де Кубертен принялся устраивать и личную жизнь. В 1985 году он женился на Мари Ротан, происходившей из семьи друзей. К сожалению, их первенец, Жак, был умственно отсталым, а дочь, которую назвали Рене, страдала от нервных расстройств. О внуках не могло быть и речи. Барон Пьер де Кубертен стал последним представителем своего рода. Но, несмотря на это, его имя навсегда вписано в историю человечества.
Спорт
Надо понимать, что он не просто вернул миру Олимпийские игры, он стал отцом спорта в том виде, в котором мы его знаем. До Кубертена спорт, особенно не командный, был практически не развит. Командные же виды спорта, имевшиеся на тот момент, были нацелены в основном на развлечение. Соревнования, конечно, проводились, но носили скорее любительский характер. После создания Олимпийских игр, провозгласивших физическое развитие как одну из важнейших областей жизни человека, а победителей в разных видах спорта — настоящими мировыми героями, звёздами, знаменитостями, спорт стал престижной, а после и неотъемлемой частью жизни.
Кубертен смог увидеть в спорте престиж, который льстил аристократам, и демократичность, которая привлекала представителей низших сословий. Пьеру нравилось, что спорт стирает различия между классами людей, в то же время не отменяя классового расслоения, в котором он, как барон, конечно, был заинтересован.
Пьер де Кубертен оставался Почётным президентом МОК до конца жизни. Он скончался в 1937 году в возрасте 74-х лет в Женеве и был похоронен в Лозанне — городе, где находится штаб-квартира его детища, Международного олимпийского комитета. Его сердце, по его же завещанию, было захоронено отдельно, в монументе возле руин древней Олимпии.