Подушка безопасности. Копить на пенсию лучше через негосударственные фонды

Но не сгорит ли пенсионная «заначка» в какой-нибудь очередной кризис? Не сожрёт ли её инфляция? На эти и другие вопросы «АиФ» ответил Алексей Моисеев, замминистра финансов РФ.    
   

Где гарантии?

«АиФ»: - Минфин реформирует систему пенсионных накоплений. Только-только россияне начали что-то откладывать на старость, как снова меняются правила игры. Что теперь предлагаете?

А.М.: - Мы разработали 4 вида программ для накопления будущей пенсии, одну из которых вы сможете использовать, когда выберете пенсионный фонд. Программа с установленными выплатами работает так: вы ежемесячно отчисляете некоторую оговорённую сумму, и при выходе на пенсию вам гарантированно будут производиться определённые выплаты.

Вторая программа - с установленными взносами - такой гарантии не даёт: вы делаете отчисления, но какими будут ваши выплаты в будущем, не знаете. Понятно, что доходность накоплений по этим двум продуктам разная: низкая, там где есть гарантия, и высокая, там где её нет. Третья программа - это гибрид первой и второй. Это ключевые схемы накоплений, они работают в других странах. Плюс мы предлагаем новый, четвёртый вариант - пенсионный аннуитет. (Эта программа позволяет человеку копить на старость на банковском депозите.) При наступлении пенсионного возраста эти накопления могут быть переведены в пенсионную программу.

Как это будет работать? Допустим, вы накопили на старость миллион рублей. Конечно, вы можете каждый месяц ходить в банк и снимать необходимую вам сумму. Но ведь это неудобно, да и банк может не сохранить доходность вклада, если вы будете постоянно снимать деньги. Другой вариант - отдать их в негосударственный пенсионный фонд. Он ваши средства инвестирует, запланировав определённую прибыль от их размещения, и будет ежемесячно гарантированно добавлять вам к пенсии оговорённую сумму.

«АиФ»: - А где гарантия, что НПФ, где будут мои накопления, не обанкротится через несколько лет или мои средства не сгорят в пучине очередного кризиса?

А.М.: - Сейчас мы и создаём такие гарантии. Во-первых, все пенсионные фонды будут обязаны создать у себя некую подушку безопасности. Это делается, чтобы при появлении убытков (например, в кризисные годы) у них были собственные резервы, для того чтобы эти убытки покрыть.

   
   

Во-вторых, НПФ будут делать отчисления в определённую структуру (скорее всего, это будет Агентство по страхованию вкладов), и оттуда в случае банкротства пенсионного фонда будут производиться выплаты его клиентам.

Лекарство от инфляции

«АиФ»: - Но если НПФ обанкротится через несколько лет после того, как человек внёс туда деньги, он получит их назад, однако потери всё равно понесёт - средства обесценятся из-за инфляции.

А.М.: - Да, это так. Но, когда государство гарантирует слишком много, человек не думает о рисках и отдаёт деньги недобросовестным компаниям, которые обещают заоблачный доход.

«АиФ»: - А почему государство позволяет присутствовать на рынке подобным компаниям?

А.М.: - Ваше возмущение справедливо. Надзор за пенсионными фондами был не на должном уровне. О том, что у НПФ не всё в порядке, контролирующие органы узнавали в момент его падения. Сейчас вводится новый механизм надзора: регулятор расставит некие маячки, которые будут сигнализировать о том, что в фонде проблемы. Это поможет вовремя принять меры по стабилизации. С банками это сработало: вспомните хотя бы Банк Москвы - его банкротство предупредили.

«АиФ»: - Из-за роста цен наши граждане вообще не верят, что свои накопления можно сохранить да ещё заработать на них.

А.М.: - В последние годы уровень ставок по тем же банковским депозитам уже гарантированно выше уровня роста цен. Но проблемы с инвестированием средств есть.

Подушка безопас­ности, о которой мы говорили, позволит НПФ делать вложения в ценные бумаги на более длительный срок, что гораздо выгоднее. Этому будет способствовать и ограничение по переходу из одного фонда в другой. Раньше граждане могли это делать каждый год, и НПФ не мог просчитать, каким объёмом средств он будет располагать через этот период. Мы предлагаем разрешать такой переход раз в 5 лет.