Недоступный театр: кто и как спекулирует на билетах

   
   

«Знаешь, у меня есть смешная детская мечта - в новогодние каникулы пойти на «Щелкунчика» в Большой театр», - робко сообщила подруга, приезжающая в Москву на новогодние праздники из «столично-удалённого» городка, и я с горящими глазами ринулась в кассы.

Понимала, что дорого, понимала, что культовый спектакль и всё такое, но ведь побыть раз в год щедрым, гостеприимным москвичом - это реально сказочное волшебство (вся ж страна, от Калининграда до Хабаровска, считает нас неприветливыми и прижимистыми!).

Тайна за 20 тыс.

В «официальных кассах» Большого театра волшебства не давали - закончилось. В метро, в киоске Дирекции театрально-зрелищных касс (МДТЗК), тоже развели интеллигентными руками. Зато в Интернете на многочисленных сайтах типа «билет ПОЧТИ по номиналу» «щелкунчиков» раздавали направо и налево, вот только по… по 18-20 тыс. руб. за ОДИН билет в партер. Сама одеревенеешь от таких цен и защёлкаешь зубами, как герой недоступного балета! Возможно, это единственный культурно-новогодний перегиб? Отправляюсь в кассу «Ленкома» за билетами на конец декабря. «Ну что вы, что вы, - сочувствует мне кассирша, - на декабрь у нас билетов нет». А в спекулятивных интернет-кассах ленкомовские билеты есть, вот только по 5-8 тыс. руб., что в 2-3 раза дороже номинала. На самые популярные, «топовые» постановки билетов в столичных театральных кассах, кажется, не существует в природе: я раз пять пыталась честным покупательским путём приобрести билеты на спектакль «№ 13» в МХТ, но, сколько раз ни приходила в кассы в Камергерском, бесполезно, у спекулянтов - пожалуйста: за 12-15 тыс. руб.

Напрасная борьба?

«Театральных билетов продаётся минимум на 150-160 млн долл. в год, - рассказывает Михаил ГОРДИНСКИЙ, директор одного из крупных театральных агентств. - Естественно, что на такой пирог бросаются с ножами сотни людей. Думали, что ввод электронной системы продажи билетов сведёт театральные спекуляции на нет. Не помогло.

Пользуясь знакомствами с кассирами и администрациями театров, перекупщики продолжают выкупать билеты на аншлаговые спектакли (иногда по номиналу, чаще с небольшой наценкой, идущей в карман конкретному кассиру) - и выкладывают в Сети втридорога». И такая ситуация во всех крупных городах, где есть театральные постановки, пользующиеся большим спросом. Ведь ответственность за перепродажу у нас в стране не предусмотрена, статьи о спекуляции в Уголовном кодексе давно нет. «С театральными спекулянтами пытались бороться всегда. В Уголовном кодексе Российской империи даже имелась специальная статья, согласно которой за перепродажу казённых билетов с прибылью полагались штраф, арест и высылка, - уточняет историк Елена Терехова. - У театральных касс выставляли посты полиции, строго следили за кассирами - ничего не помогало. Билеты скупали через третьих лиц, через подкупленных кассиров, печатали фальшивки. В 1910 г. сыскная полиция провернула масштабнейшую операцию - арестовала около полусотни барышников, которые сдали своего «короля» - Якубчика, контролировавшего продажу всех театральных билетов в столице. И что? И ничего, процесс закончился ничем, потому что Якубчик в суде сумел доказать факт повсеместной спекуляции в кассах со стороны администрации театров. В 1922 г. советская власть, не желавшая мириться со спекулятивным наследием старого мира, разработала целую программу по борьбе с перекупщиками во всей стране. Большая часть дешёвых мест должна была распределяться в трудовых коллективах по твёрдой цене, все билеты на галёрку передавались центральному бюро коммунистического студенчества и пр. Увы, «спекулятивную гидру» так и не задушили».

«А что вы хотите, - заявили мне в кассе одного из ведущих театров страны, - спекуляция билетами - признак популярности спектакля. Отдавая перекупщикам билеты, мы обеспечиваем артистам, которые, кстати, никак не связаны с билетной выручкой, аншлаги! Билеты в популярные театры перепродают во всех странах мира - вон в Нью-Йорке на Манхэттене есть знаменитый сквер, где можно купить билеты на любой спектакль. И нечего писать, что цены на билеты запредельные. В начале прошлого века билет в театр стоил 2 руб., а корова - 4 руб., и залы были полные!» Я ничего не хочу, но специально посмотрела в Интернете: в глубинке корову можно купить за 600-800 долл., то есть билет в театр, если как в начале века, должен стоить 300-400 долл., так у нас же на аншлаговые спектакли спекулянты дерут гораздо больше!

   
   

Что делать?

«Билетные жучки» - не только российская проблема. За границей они прогрызают не меньше кошельков, и с ними сражаются всеми силами, в первую очередь сами театры, чтобы защитить своих зрителей. Например, недавно известный британский театр отозвал у перекупщиков более 100 билетов на популярный спектакль, провёл специальное расследование, чтобы доказать факт перепродажи, и... И выяснилось, что билеты номиналом в 75 долларов продавались по цене в... 2 тысячи долларов (в переводе на фунты, конечно)! Отозванные билеты театр предложил своим самым преданным поклонникам. В Германии - своя система борьбы с перекупщиками. Там существует масса скидок для театралов из разных категорий граждан. Купить билет по недорогой цене можно, официально зарегистрировавшись на сайте театра или предъявив соответствующие документы в кассах - льгот для театралов существует масса, так что покупать втридорога билеты у спекулянтов крайне невыгодно. В знаменитой Венской опере за 20-30 минут до начала можно «оторвать» дешёвый - по 10-20 евро - билет на «стоячую галёрку», где даже не надо раздеваться. Не очень-то удобно 3 часа впитывать искусство, переминаясь с ноги на ногу, зато такими дешёвыми билетами никто не спекулирует - невыгодно, и шанс подпеть «летучей мыши» есть у каждого: от студента до китайского туриста...

Можно ли законодательно «задушить» театральную спекуляцию? Если принимать закон - то максимально жёстко, без лазеек, а то в Израиле, например, она официально запрещена, так на многочисленных сайтах перепродаж спекулянты просто не указывают стоимость «лишних билетиков», снабжая свои предложения слезливыми рассказами образца «мечтал-таки вывести на популярный спектакль любимого племянника, но он отравился рыбой фиш». В Санкт-Петербурге дирекция Мариинского театра несколько лет назад отказалась от «общих касс», начала продавать билеты исключительно через свои кассы, повысила цену на билеты в 2-5 раз и запустила локальную компьютерную сеть продаж. Продажи не упали - а спекуляция исчезла, и удобство повысилось. Я лично проверяла. Заходишь на сайт театра, выбираешь дату и название спектакля. Вот, пожалуйста, - редкими жёлтенькими кружочками светятся нераспроданные места: бельэтаж, ложа 2, место 6 - 2300 руб. А 29 декабря на Дениса Мацуева можно было пойти за 1400 руб. (балкон, 1-й ряд), за 2600 (ложа бенуара, ряд 2, место 25) - и т. д. Может, вот он, общероссийский выход? И заодно... вход на дефицитные спектакли?

Интернет-опрос «АиФ»

Сколько заплатите за билет в театр или на концерт?

Вообще не могу себе позволить - 39% (627 голосов)

До 1000 руб. - 35% (567 голосов)

1000 руб. - 14% (231 голос)

До 3000 руб. - 11% (180 голосов)

До 5000 руб. - 1% (12 голосов)

Всего голосов: 1617

Опрос проводился на сайте WWW.AIF.RU

Смотрите также: