Примерное время чтения: 6 минут
420

Чёрная касса дальнобойщика: о взятках и контрабанде

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. Шок! Россиянам хотят заморозить зарплаты? 12/03/2008

В этом убедился корреспондент «АиФ», сыграв роль водителя-сменщика на трассе «Дон». Оговоримся сразу: речь не идёт о международных автоперевозках. Проверяли «на вшивость» лишь внутреннюю часть «автокухни».

Держи зубы в кармане

Бывалый водила со словами: «Узнают, что ты журналист, меня прибьют» — раскрыл потёртую тетрадочку, достал с затылка допотопные очки и принялся за бухгалтерию: «Так, весовой пост — 500, менты — 100, 50, 200, мост — здесь они расценки повысили. Солярка, стоянки…» Так, бормоча, он распланировал неофициальные расценки продвижения по федеральной трассе.

— Эти деньги хозяин груза даёт мне не пикнув. А чё ему удивляться-то? Аль не в курсах, что за каждый чих на дороге платить надо? — уже трогаясь в путь, рассуждает Иван Ильич. — А если повезёт и на взятки уйдёт меньше, то на разницу куплю себе новые очки.

Ехать нам дней пять. Москва — Краснодар — Новороссийск — Москва. Мотели с тараканами и мытые три века назад удобства на стоянках — всё это ещё впереди. А сейчас подъезжаем к гордости авточиновников — платной дороге. «Ну, держитесь, чтоб зубы не повылетали!» — предупреждает мой наставник. Платный участок трассы в Липецкой области встречает настоящей «стиральной доской». За километры этого «удовольствия» надо заплатить, отдав при въезде на платную дорогу 80 руб. кассирше. В сутки здесь проезжает столько машин, что собирается порядка 12 тыс. долл. Только я не понял — за что. Если на легковушках платный участок переносится без особого дискомфорта, то в кабине грузового авто меня буквально растрясло. Дорога, похожая на трассу федерального значения (с ровным покрытием, разделительным отбойником и светоотражающими столбиками), начнётся лишь при приближении к Ростову. Но и она быстро сменится уже родными ухабами.

Пода-айте на новую полосатую палочку…

Представители ДПС борются за безопасность на дорогах чуть ли не под каждым кустом. Но, похоже, стратегически важным для страны является участок в 70 км — от с. Верхний Мамон (Воронежская обл.) до г. Миллерово (Ростовская обл.). Там грузовое «наступление» «сдерживают» по меньшей мере 10 передвижных и стационарных постов. Как я понял, самое страшное для дальнобойщика — попасться с перегрузом. А избежать его практически невозможно. Хозяева груза стараются выжать максимальную выгоду с одного рейса. А ответственность за это почему-то возлагается на водителей, которые и вынуждены платить дань. Штрафом это давно уже не называют. Увидеть перегруз можно только на весовых станциях. За определённую мзду там могут дать вам чистые документы. Но, даже если перегруза нет, не факт, что обойдётся без взяток. Кто мешает им «подкрутить гайки» и уверить, что вы всё-таки везёте лишнее? Иван Ильич тормозит по взмаху полосатой палочки, приспускает стекло и просовывает документы с вложенной купюрой. Затем следуют дежурное «что везёте, нет ли перегруза?» и даже «счастливого пути».

— А почему он в фуру не заглянул? — удивился я.

— Да всё не проверишь, — рассуждает водитель. — Это ещё хорошо, что больше денег не попросил. А то иногда и торговаться с ними приходится. А моего друга вообще недавно «на секундомер посадили». Он с недогрузом шёл. Ну и упёрся рогом, мол, не дам ничего. «Гаишник» его и отпустил. Только своим по рации передал, что «правильный» попался, так они его на каждом посту по два часа шмонали. Он всё переживал — вдруг подбросят чего, ну, там наркотики, например. Вроде обошлось. Только 8 часов потерял. Пришлось заночевать, за стоянку платить и перед грузополучателем оправдываться. Вот и я в раздумьях: что лучше — правды искать или деньги совать?

На «Миллеровских горках» (так водители называют холмистый участок трассы на границе Воронежской и Ростовской областей) движение просматривается особенно хорошо. Притормозили. Начали считать: за 15 мин. мимо нас промчались 34 фуры, за час в обе стороны — порядка 300. Вот и подсчитайте — сколько денег остаётся только на небольшом отрезке дороги даже при минимальных расценках — по 50 руб. с дальнобоя. Минимум 150 тыс. руб. в сутки! И это лишь в выходные, когда движение менее интенсивное, чем в будни.

Иван Ильич вновь седлает своего американского «Фредлайнера», под потолок забитого китайскими полотенцами. Шепчет свою подорожную молитву, чтобы рейс удался и он привёз семье оговорённые с хозяином 9 тыс. руб., ну и новые очки себе, если получится. В Краснодаре мы разгрузились, переночевали и поехали в Новороссийск.

Гексагенчику не желаете?

День в Новороссийске — и в наших таможенных документах значится груз цитрусовых. Вроде всё чисто. Но, как показывает практика, о перегрузе, если он есть, ни одна таможня не сообщает. По разным оценкам, 80% внутренних российских перевозок идут по чёрным схемам… Проверить, есть ли перегруз, практически нельзя. На таможне водителя выгнали, машину загрузили — езжай.

Не секрет, что после растаможки юридически груз может исчезнуть. Потому что таможила одна фирма, в столицу везёт другая, а получает третья. И все три — липовые! На складе за липовый товар платят чёрным налом. Никаких налогов, никакого надзора за качеством.

В результате таких махинаций даже мясо с опарышами может превратиться в колбасу. А в маленькой невзрачной коробке может быть доставлено оружие. Как знать? «Моё дело — баранку крутить, а не вопросы задавать», — собирается в обратный путь в столицу Иван Ильич. И всё по новой — ухабы, взятки… (кстати, основную их часть забирает именно обратный путь) заработок очередных 9 тыс.

 

P. S. О том, как обманывают на автостоянках, о продаже бензина по серым схемам и о воровстве на дорогах, читайте в следующих номерах.

Комментарий эксперта

Председатель межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов:

— По ст. 12.21 КоАП вся ответственность за перегруз возложена на водителя и на перевозчика. Наш профсоюз пытался лоббировать поправки к закону, чтобы привести статью к мировой практике, где за это отвечает грузоотправитель. Но в нынешней системе круговой поруки это крайне сложно!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах