Развод в магазине. Как продавцы обманывают покупателей?

На что только ни идут продавцы, чтобы сбыть залежавшийся или скоропортящийся продукт. В противном случае магазин рискует остаться с залежами неликвидных товаров и уйти в минус.

   
   

АиФ.ru решил собрать уловки, которые используют магазины, чтобы продать некачественный, неоправданно дорогой или вовсе не нужный покупателю товар. В большинстве своём хитрости продавцов не противоречат закону, поэтому потребителям остаётся надеяться на собственную внимательность. 

На ценнике 50, в чеке — 100

Кто не сталкивался с ситуацией, когда стоимость продукта, указанная на ценнике, отличается от стоимости в чеке? Иногда продавцы (особенно в крупных магазинах) действительно не успевают переписывать ценники на товары, но бывают и случаи, когда супермаркеты намеренно указывают меньшую цену товара. Расчёт здесь на то, что, увидев невысокую стоимость продукта, покупатель обрадуется и положит его в корзинку, а на кассе не обратит внимания на подвох и переплатит.

В магазине у вас возникли сомнения по поводу цены выбранного товара? Во-первых, сфотографируйте ценник. Во-вторых, постарайтесь не терять бдительности на кассе — если выяснится, что продукт стоит дороже, смело требуйте продать продукт по той цене, которая указана на ценнике. В беседе с кассиром или менеджером магазина вы можете сослаться на 10 статью закона «О защите прав потребителей», согласно которой «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». При этом цена товара в рублях является частью данной информации. По каким бы причинам ни произошёл разрыв в стоимости товара на ценнике и на кассе, покупатель за это платить не должен. 

Сколько вешать в граммах?

Чаще всего у покупателя нет возможности самостоятельно взвесить мясо, рыбу или кабачки. Зная это, продавцы разработали несколько способов, как обмануть своего клиента на весовых товарах. Одни подкручивают весы, другие используют утяжелители и магниты.

Кстати, супермаркеты, торгующие фасованными продуктами, лукавят с итоговым весом товара. Например, на упаковке указано 300 граммов колбасы, а на деле оказывается 280 граммов. На первый взгляд кажется, что 20 граммов — это ерунда, но представьте, сколько таких недовешенных упаковок продаётся за день? Тут легко наберётся кусок сыра или батон колбасы.

Бывает и такое, что продавцы искусственным способом увеличивают массу продукта. Мясо, например, могут обкалывать водой с влагоудерживающими агентами, в результате чего его масса увеличивается.

   
   

Простому покупателю сложно на глаз определить вес товара. Если вам предстоят крупные покупки весовых продуктов, берите с собой в магазин карманные весы. Возможно, продавец запомнит ваш решительный настрой и впредь не будет обвешивать.

Лёд вместо рыбы

Некоторые продавцы одним только обвешиванием не ограничиваются. Есть магазины, без зазрения совести продающие мясо или рыбу с огромными кусками льда. 

Существуют государственные стандарты, согласно которым норма «глазури» (ледяной корки на продукте), в которой находится та же рыба, не должна превышать 2%, и этот вес не должен входить в вес продукта. Если вы столкнулись с тем, что внушительные части замороженных товаров состоят изо льда, обращайтесь в Роспотребнадзор — это ведомство должно разобраться с подобными недоразумениями.

Салат из испорченных ингредиентов

Во многих крупных торговых сетях есть собственные цеха по приготовлению полуфабрикатов, салатов, десертов и т. д. Но далеко не всегда при изготовлении этих блюд используются свежие продукты. Если в магазине завалялась докторская колбаса, срок годности которой подходит к концу, вместо того чтобы списать её, продавец может использовать её для приготовления, скажем, оливье. А чтобы покупатель не догадался о состоянии несвежих продуктов в салате, в блюдо добавят большое количество майонеза — соус «перекроет» подозрительный вкус. Насторожить должно и огромное количество перца в блюдах, эта пряность также способна перебить неприятный вкус блюда.

Просрочка вперёд

Этот способ чаще всего применяется со скоропортящимися товарами, например йогуртами, творогом, кефиром. В надежде на невнимательного покупателя сотрудники магазина выставляют на первые ряды полок продукты с подходящим к концу сроком годности или вовсе просроченные.

Если в ваши планы не входит покупка испорченного кефира, не поленитесь заглянуть вглубь полки, там наверняка найдутся упаковки со свежим товаром.

Запомните: по закону, товар с истёкшим сроком годности не должен появляться на прилавке. И даже если вы случайно приобрели несвежий продукт, вы имеете право:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать полного возмещения убытков, причинённых вследствие продажи товара ненадлежащего качества.