Госдолг США: объективная реальность или «пирамида»?

Федор Санников, президент Oxenuk Management LLC:

   
   

С началом мирового финансового кризиса на встрече G-20 в 2008-2009 гг. начали поступать предложения в необходимости новой мировой валютной системы: доверие к американской экономике пошатнулось. Так ли серьезны опасения международного сообщества за будущее США и что с этим делать? На эти вопросы мы постараемся ответить, опираясь на имеющиеся факты.

Начнем с истоков триумфа американского доллара. К середине XX века США принадлежало около 70% мировых запасов золота. В июле 1944 года была организована международная система расчетов, названная Бреттон-Вудской (в честь места, где проходила конференция). Главный итог ее был в том, что доллар США стал мировыми деньгами, при этом устанавливался стандарт обмена доллара США на золото: 35 долл. США за 1 тройскую унцию золота. Страны-участницы международных отношений могли свободно обменивать доллары на золото по фиксированному курсу, а курсы их валют были привязаны к доллару США. Такая система могла существовать, пока у США было достаточно золота. Однако, в 60-х годах долларовые резервы центральных банков стран сравнялись с золотым запасом США, и после того, как страна за страной захотели обменять доллары на золото, США сначала обменивали, затем ограничили обмен и девальвировали доллар по отношению к золоту. К началу 70-х годов основные мировые запасы золота былы сосредоточены в Европе, появились проблемы с международными расчетами, так как производство золота не поспевало за ростом международной торговли. США утратили свое доминирующее положение в финансовом мире, которое, помимо прочего, осложнялось дефицитом платежного баланса страны.

В результате Бреттон-Вудская система показала свою несостоятельность, и в 1973 году была принята новая система международных расчетов — Ямайская валютная система, действующая до сих пор. С того момента валюты стран не были привязаны к доллару США, а доллар США не был привязан к золоту фиксированным курсом. Главный итог конференции — валюты свободно торгуются, и их цена определяется спросом и предложением. В результате была введена новая валюта — специальные права заимствования, выпускаемая Международным Валютным Фондом, а страны получили возможность хранить в этой валюте свои международные резервы. Кроме того, резервы можно было хранить в золоте, долларах США, японских йенах, фунтах стерлингов, швейцарских и французских франках и марке ФРГ.

Сегодня мы наблюдаем, что несмотря на отказ от доллара, как главной мировой валюты в результате Ямайской конференции, около 85% сделок по покупке или продаже иностранной валюты в мире — это обмен других валют на доллары США, более половины международных резервов центральных банков стран — это долларовые резервы. То есть, доллар США, несмотря на необеспеченность золотом, сохранил статус мировой валюты. Причин тому несколько: и действия правительства США, и созданная инфраструктура для торговли долларом и страхования рисков, и размер экономики США (почти четверть мировой экономики). Вопрос выбора валюты для международных транзакций — это вопрос доверия: до кризиса Америке доверяли.

Что же заставило международное сообщество усомниться в экономике США? Рассмотрим комплексные причины.

Итак, с глобализацией мировой экономики государства все больше вовлечены в международные отношения. Они заключаются в том, что страны экспортируют и импортируют товары, дают и получают кредиты, инвестируют за границу и привлекают иностранные инвестиции. Размер вовлеченности страны в международные отношения показывает ее платежный баланс, показывающий, сколько денег в страну пришло и сколько из нее ушло. В общем случае, если приток денег в страну больше, чем отток из нее, в стране образуются золотовалютные резервы (резервные активы, валютные резервы). Таким образом, золотовалютные резервы страны связаны с ее международными операциями. Представим, что за год страна экспортировала товаров на 10 млрд., импортировала 7 млрд., привлекла иностранные инвестиции на 9 млрд, инвестировала и предоставила кредитов на 5 млрд.,. В этом случае увеличение ее золотовалютных резервов по результатам года составит: 10-7+9-5=7 млрд. Это упрощенный пример, но на деле арифметика расчетов аналогична.

Платежный баланс страны делится на две основные части: Счет текущих операций и Финансовый счет (Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами). Счет текущих операций отражает главным образом экспортно-импортные операции, Финансовый счет — инвестиции и кредиты в страну и из нее. Когда экономисты говорят о чистом притоке или оттоке капитала из страны, эти данные рассчитываются на основе Финансового счета. Например, за январь 2011 года отток капитала из России составил 13 млрд. долл., это почти 34% всего оттока капитала за 2010 год. Удручающая цифра.

Вернемся к США. Экспорт товаров и услуг США в 2010 году составил 1,83 трлн. долл., импорт — 2,33 трлн. долл. Как показывают графики ниже, подобная картина наблюдается на протяжении длительного времени, но торговый дефицит сам по себе не особо беспокоил инвесторов.

Итак, Америка импортирует больше, чем экспортирует и имеет хронический торговый дефицит. Так ли это страшно? Ответ подскажет финансовый счет: если страна привлекает достаточно инвестиций и кредитов, чтобы компенсировать превышение импорта над экспортом, если к стране не падает доверие, и если из страны не начнется отток капитала в виде ухода иностранных инвесторов или нежелания инвесторов давать кредиты стране, то это не страшно и может продолжаться бесконечно долго.

В США ситуация по итогам 2010 года стабильная: страна получает достаточно кредитов и иностранных инвестиций, чтобы покрыть превышение импорта над экспортом. Более того, приток кредитов и инвестиций в США настолько уверенный, что позволяет иметь золотовалютные резервы. Например, на 11 февраля 2011 года Министерство Финансов США сообщило, что резеврные активы США составили 132,9 млрд. долл. Для сравнения: в России золотовалютные резервы составляют около 480 млрд. долл., в Китае — 2,85 трлн. долл. Таким образом, модель международных отношений США заключается в том, чтобы с одной стороны много импортировать и потреблять, с другой стороны, создать такие условия для иностранных инвесторов, чтобы у них было желание инвестировать в страну и давать ей кредиты. Пока есть доверие к стране — такая международная модель будет существовать. Составляющие политики государства при такой модели «доверия» — это стабильность валюты, правовая база, поддерживающая иностранных инвесторов, терпимое налогообложение, прозрачность экономики и т. д.

Рассмотрим второй пункт доверия к стране — ее внутреннюю фискальную политику, бюджет государства. В 2010 году доходы бюджета США составили 2,2 трлн. долл., расходы бюджета — 3,48 трлн. долл., дефицит бюджета — 1,28 трлн. долл. С 1970 года профицит бюджета США был зафиксирован только 4 раза — в 1998-2001 гг, в остальные годы денег Америке хронически не хватало.

   
   

Из графика выше четко видно, что за последние 4 года дефицитен не только годовой бюджет, но и бюджет почти каждого месяца страны. Представьте себе семью, которая постоянно тратит больше, чем зарабатывает. Где она возьмет деньги на покрытие дефицита, если не просить у родственников и друзей? Будет занимать. Так поступают и США, и это подводит нас к основной причине беспокойства иностранных инвесторов: астноромическому долгу Америки, даже близко не имеющему в мире равных. Для отслеживания долга и интересной статистики с ним связанной разработан целый сайт, и любознательный читатель может с ней ознакомиться в режиме реального времени: https://www.usdebtclock.org/

Для займов существует процедура: правительство США не может занимать, сколько хочет, формально цифру должен одобрить законодательный орган — Конгресс. И когда не так давно между республиканцами и демократами в Конгрессе США возникли трения, повышать разрешенную максимальную планку долга или нет, председатель Центрального Банка США (Федеральной Резервной Системы) Бен Бернаке открыто им заявил примерно следующее: ребята, давайте не будем зарабатывать политические очки, займитесь делом, а если не одобрите, то США ждет банкротство. Все успокоились и дело сделали. Для справки: верхняя планка государственного долга США с 1940 года поднималась около ста раз

В то же время, нельзя сказать, что правительство США как минимум на словах ничего не делает, чтобы уменьшить размер дефицита бюджета. Например, в конце 2010 года комиссией Барака Обамы предложен план по сокращению более чем 1 триллионного дефицита бюджета страны. Предлагаемые меры: поднять пенсионный возраст на год, сделать корпоративную ставку 26%, этом убрать льготное налогообложение дивидендов, сделать три ставки налогообложения для населения, убрать налоговый вычет для процентов по второму дому, увеличить налог на бензин на 15 центов, начиная с 2013 года. При этом меры предполагается вводить не ранее конца 2012 года, чтобы не задеть восстановление экономики после кризиса. Итог подведем мудростью Фалеса: «Мудрее всего-время, ибо оно раскрывает все».

На 31 января 2011 года долг федерального правительства США составил 14,1 трлн. долл., из них около 33% предоставили иностранные государства, остальное — резиденты внутри страны. Объем долга составил 96,5% от ВВП. Государственный долг США достиг максимума в соотношении с ВВП в 1946 году, когда он составлял 121,2 % ВВП. На графике ниже мы видим динамику американского долга с 1940 года до наших дней.

Комментариев диаграмма не требует, мы видим, что угол наклона кривой долга постоянно возрастает, значит, темпы роста долга увеличиваются. Если бы это был график курса акций компании, профессиональные трейдеры могли бы сказать, что цена вошла в «зону безумия», вопрос в том, сколько это безумие продлится... и надо ли в нем участвовать. Перед тем, как лопнуть, индекс технологических компаний NASDAQ имел схожую конфигурацию в начале 2000-го года

Индекс технологических компаний NASDAQ:

Сравнение уровня государственного долга США с Индексом технологических компаний может показаться некорректным, но здесь речь идет не о сходности индикаторов, а о темпах прироста, которые, убыстряясь, рано или поздно приводят с столь же резкому снижению, каким ранее был рост. Факт заключается в том, что за 10 лет, начиная с 2000 года прирост долга США оказался больше, чем прирост за 60 лет с 1940 года по 2000 годы включительно, диаграмма долга это наглядно показывает.

Сможет ли Америка справиться с госдолгом или будет вынуждена объявить дефолт? Об этом читайте в продолжении материала >>>