Шантаж по-киевски. Может ли Россия жить без Украины?

Украину в России, Россию на Украине представляют не послы, а временные поверенные. Товарооборот не просто сокращается, а рушится (см. таблицу). «Экспорт на Украину увеличили Польша, Турция и Венгрия, сама Украина на 1 млрд долл. больше поставила товаров в Китай, - говорит Владимир Саламатов, гендиректор ИЦ «Международная торговля и интеграция» (IT&I). - Однако экспорт Украины сократился с 63 млрд долл. в 2013 г. до 38 млрд долл. в 2015 г. Многие удивятся, но при этом Россия в 2015 г. осталась на первом месте среди поставщиков товаров на украинский рынок». 

   
   

Ситуация в экономике Украины такова, что помимо угроз и проклятий из Киева уже раздаются призывы возвращаться на российский рынок. «Происходит то, о чём мы предупреждали украинских производителей (когда на Украине ещё при В. Януковиче заговорили об ассоциации с ЕС. - Ред.), - говорит Олег Ногинский, председатель правления Ассоциации поставщиков Таможенного союза. - Если вы через 5 лет решите вернуться, место будет занято, российские потребители ждать не будут, вы потеряете машиностроение...» 

Впрочем, после переворота в Киеве и начала конфликта в Донбассе украинские власти даже ускорили процесс запретами на поставки некоторой продукции «врагу». Москва в ответ запретила поставки украинского продовольствия, что ударило ещё и по сельскому хозяйству страны-соседки. Тем не менее Россия пока вынуждена покупать украин­ские запчасти для турбин атомных станций, воен­но-морской флот зависит от газовых турбин, а, например, «КБ Антонова» недавно пригрозило объявить принадлежащие российской компании «Волга-Днепр» самолёты Ан-124 «Руслан» небезопасными, если их не будут обслуживать на Украине. И если вертолётные двигатели уже начали производить на заводе, построенном, как обратил внимание В. Путин, на новом технологическом уровне, то, например, строительство марганцевого завода в Хакасии, о чём уже писал «АиФ», буксует, несмотря на поручения президента и премьера. Необходимые для оборонной отрасли ферромарганец и силикомарганец приходится покупать у украинского олигарха И. Коломойского. Не получится ли в этой и других сферах как с транзитными автоперевозками или поставками электричества в Крым, которые прервали украинские радикалы, взорвав ЛЭП? Сама Украина на этом потеряла 269 млн долл., но... 

«Украинские вертолётные двигатели скоро не понадобятся совсем, - оценивает ситуацию Ногинский. - Будет налажено и производство корабельных газовых турбин». «Русланы», кстати, давно чиним сами, новые транспортные самолёты точно будут отечественными. Как пояснили «АиФ» в «Рос­атоме», украинские турбины устанавливали не на всех АЭС. Запчасти для них можно заказать и у других поставщиков, однако пока сбоев в поставках нет. В свою очередь Украина на сотни миллионов долларов ежегодно покупает российское топливо для своих АЭС. Теоретически украинцы его могут заменить американским. Но Штатам для расширения производства потребуется 5-10 лет.

Пока же, сокращая зависимость России от Украины, будет падать транзит грузов через украинскую территорию. Например, группа компаний ОТЭКО расширяет пропускную способность портовых терминалов в Тамани, уже вложила в это 2 млрд долл. Вскоре украинские порты потеряют перевалку, например, сжиженного углеводородного газа. «Любого поставщика интересуют и цена, и надёжность транспортной или производственной цепочки, - объясняет Ногинский. - Украина надёжность не подтверждает и из-за экономических, и из-за политических проблем». 

По словам эксперта, расставание с «украинской зависимостью» продолжится. России это пойдёт скорее на пользу, а вот Украине... Впрочем, свой путь они выбрали сами.

Нажмите для увеличения