Экономические потери России от ассоциации Украины с Евросоюзом только на первом этапе могут составить 100 млрд долларов. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на встрече глав государств-членов Таможенного союза (ТС) и украинского лидера Петра Порошенко. Пострадать от создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС могут целые сектора российской промышленности и сельского хозяйства. Потери понесут и коллеги РФ по ТС — Белоруссия и Казахстан.
Впрочем, не только Москва, Минск и Астана пострадают от евроинтеграции Киева — РФ может отменить преференции в отношении украинского экспорта, и тогда уже ущерб от своей ассоциации с ЕС будет подсчитывать сама Украина.
Преференции отменяются
Украинская экономика тесно связана со странами СНГ, о чём свидетельствует количество соглашений, подписанных Киевом в рамках Содружества независимых государств. Однако, несмотря на это, Украина не проводила никаких консультаций с Россией, принимая решение об ассоциации с Евросоюзом. «Но с нами никто не говорит о проблемах. В какой-то момент нам сказали: не ваше дело», — передаёт слова президента корреспондент АиФ.ru.
Дело в том, что зона свободной торговли с ЕС предусматривает введение правил торговой политики Евросоюза на территории Украины. Проще говоря, Киеву придётся открыть свой рынок для европейской продукции. Как следствие, неконкурентоспособные украинские товары вместе с запрещённым европейским продовольствием могут хлынуть на российские прилавки в обход существующих таможенных норм и запретов. Чтобы этого не допустить, Москве придётся усилить таможенные требования к импорту, поступающему с территории нашего западного соседа.
«Из-за обнуления Украиной пошлин на импорт из ЕС, очевидно, произойдёт значительный рост поставок европейских товаров на украинский рынок. Мы понимаем наших европейских партнёров, которые фактически и сейчас уже хорошо освоили украинский рынок. Хотят добрать всё, что там ещё осталось, и вытеснить всех остальных. И, кроме того, менее конкурентоспособная украинская продукция будет вытесняться с самого украинского рынка. Куда? Прежде всего в Россию. И в другие страны Таможенного союза, но прежде всего к нам. Нельзя сбрасывать со счетов также риск противозаконного реэкспорта на рынок Таможенного союза продукции стран ЕС под видом украинских товаров», — заявил президент РФ.
В этой ситуации Россия «бездействовать не может», добавил Путин. По его словам, Москва будет вынуждена принять ответные меры, чтобы защитить свой рынок, — ввести в отношении Украины стандартный торговый режим, то есть повысить пошлины и усилить таможенный досмотр. Президент отметил, что «мы не хотим кого-то дискриминировать, не собираемся и не будем этого делать».
Такой режим называется режимом наиболее благоприятствуемой нации, добавил глава государства. «Звучит красиво, и, по сути, так. Но только без всяких преференций, которые сегодня предусмотрены в рамках свободной торговли СНГ», — указал он.
Последствия для Украины
После того, как Киев ратифицирует соглашение об ассоциации, а Россия введёт ограничительные меры в отношении Украины, экономика страны Петра Порошенко столкнётся с шоком — российский рынок для неё будет уже не таким доступным, а европейский откроется ещё не скоро.
«К требованиям и стандартам европейского рынка готовы только в лучшем случае несколько десятков украинских экспортёров, да и то в основном их товары в Европе по качеству приравнивают к китайским. Остальные же должны будут получить сертификаты и лицензии, подтверждающие их соответствие европейским нормам», — поясняет руководитель направления по гражданскому, уголовному и арбитражному праву независимого экспертного центра «Общественная Дума» Антон Соничев.
Получение таких сертификатов явно затянется не на один месяц, а если учитывать, что для продажи товаров в ЕС украинским предприятиям предстоит провести кардинальную замену оборудования, становится понятно, что быстро на европейский рынок Украина не выйдет.
«ЕС не будет закрывать глаза на некачественную, по их меркам, продукцию. Получается, что образуется временной разрыв, в течение которого Украина будет повышать качество своих товаров и практически ничего не сможет продавать, но тогда неизвестно, за счёт чего будет выживать экономика страны в этот период», — рассуждает эксперт компании «Налоговик» Михаил Филиппов.
Наиболее уязвимым к процессу евроинтеграции Киева с ЕС эксперты называют украинское фермерство. Например, порядка 65 % всего производимого в стране молока не соответствует европейским стандартам, а продажа домашних молочных продуктов частными лицами будет запрещена, если у них не будет специальных разрешений. «Никаких вам домашних солений, мёда, мяса или молочных продуктов, продаваемых сейчас сельскими жителями, которых таким образом лишат средств к существованию. Конечно, со временем все к этим условиям адаптируются, но только спустя годы, а тем временем их бедность будет только возрастать», — объясняет Соничев.
Стоит учитывать и тот факт, что платежеспособность европейских потребителей в последнее время снижается, эксперты не ожидают резкого повышения спроса на украинские товары в ЕС. Скорее, украинский рынок хорошо примет европейские товары, отличающиеся качеством и ценой. Это на руку Евросоюзу, но не Киеву — из-за ненадобности украинские товары могут вовсе пропасть, ведь пока предприятия пройдут модернизацию, потребители привыкнут к европейским аналогам. Как следствие – снижение экспорта, национального потребления и падение ВВП, указывает Соничев.