Строить в мае планы на будущее становится уже традицией. После инаугурации в 2012 году Владимир Путин обнародовал 11 майских указов, определивших приоритеты социально-экономической политики России. В этот раз программный документ один, но он охватывает 12 главных направлений, в которых должна развиваться страна, - от демографии до экологии и цифровой экономики.
План и факт
Что сделано за последние шесть лет? «Не всех показателей удалось достичь в точности до запятой», - признал сам президент. Среди успехов - доведение зарплаты учителей до среднего уровня по региону, а заработков врачей - до 200% от регионального. Среди провалов - откат из-за кризиса в экономике. Производительность труда должна была вырасти в полтора раза. В итоге увеличилась только на 6%. На 40-50% намечалось поднять реальную зарплату - показатель, который рассчитывается с учётом покупательной способности денег. Но, по данным Высшей школы экономики, в 2017 году он составил только 96% от уровня докризисного 2013-го. И реальная ситуация с оплатой труда в образовании и медицине тоже сложнее, чем статистическая. Чтобы достойно получать, учителя и врачи берут по полторы-две ставки. Качество знаний, которые получают дети, и уровень обслуживания больных от этого не повышаются.
Читайте также: Догоним и перегоним? О чем говорится в «Стратегии развития РФ до 2024 года»
Новый майский указ требует закончить работу, которую затормозил кризис, и сделать важные шаги вперёд (см. инфографику). Программы конкретных действий правительство должно разработать к октябрю. На все расходы, по оценке премьера Дмитрия Медведева, до 2024 года понадобится 25 трлн рублей, и «минимальные средства» уже найдены. Но деньги решают не всё. Ещё важнее их эффективно потратить.
Нужны стройки века
России нужно подвинуть с пятого места по объёму ВВП Великобританию. От позиции, которую Владимир Путин назвал целевой, нас сегодня отделяет больше триллиона долларов. И, чтобы догнать британцев, России придётся почти удвоить свой валовый продукт.
«Ежегодный экономический рост должен составлять не меньше 3,5-4%. Но, похоже, само правительство не верит, что это возможно, прогнозируя 2,1-2,2% в 2018-2019 годах, - оценивает перспективу научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг. - Проблема в том, что нынешний госаппарат не заточен на радикальные шаги. Да и общество в целом не настроено на быстрый рост, нет такого солидарного желания. На бизнесменов давит бюрократический капитализм. Работающие по найму устраиваются в меру своих возможностей: дети богатых идут в госкорпорации, дети бедных - в охрану. Поэтому, чтобы экономика росла, важно пробудить в людях активность, предпринимательский аппетит. Правительству нужно создать такую атмосферу, чтобы все поверили: будешь лучше работать - точно будешь больше зарабатывать. Во что люди пока не сильно верят, да и хорошей работы мало».
По наблюдениям Р. Гринберга, кризис в России начался после того, как закончились большие проекты, связанные с подготовкой к Олимпиаде, Универсиаде, саммиту АТЭС под Владивостоком. «Нам нужны новые стройки века и крупные комплексные программы, финансируемые за счёт госинвестиций», - указывает на рычаг роста экономист и предлагает строить высокоскоростные железнодорожные магистрали и автодороги, которые дадут толчок новым проектам на неосвоенных территориях.
Инвестиции в людей - самые выгодные
Особенность новой экономической политики, которую предлагает президент, - акцент на вложения в человеческий капитал. И это не просто гуманно, это выгодно! Пример - здравоохранение. «Если люди меньше болеют и дольше живут, выигрыш общества и экономики колоссальный. Например, профилактика сердечно-сосудистых заболеваний даёт возврат в 5-7 рублей на каждый вложенный рубль. Эффективное лечение от наркомании приносит более 3 рублей на рубль, - рассказывает директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. - А исследования, проведённые в Европе, показывают, какие экономические факторы напрямую влияют на среднюю ожидаемую продолжительность жизни. Так, двукратное увеличение финансирования здравоохранения позволяет рассчитывать, что этот показатель вырастет в стране почти на три года. Удвоение доходов граждан прибавляет ещё два года, а снижение вдвое уровня алкоголизма и табакокурения - ещё не менее года».
Россия по уровню госфинансирования здравоохранения на 59-м месте в мире. Этих денег, конечно, мало. Но, скажем, Куба тратит почти в два раза меньше, чем мы, а результат выше: удовлетворённость медпомощью 82% вместо наших рекордных 44-46%. Поэтому деньги в медицину важно вкладывать умно. По мнению Л. Попович, среди самых важных направлений - снижение смертности мужчин от 25 до 45 лет: «Мы по этому показателю на высоких местах, рядом с африканскими странами. Причина - высокий уровень суицида, алкоголизма, наркомании, гибели в ДТП, активное развитие болезней, вызванных курением. Увеличив финансирование программ, снижающих остроту таких проблем, Россия совершит рывок в увеличении продолжительности жизни. Если же мы будем просто обновлять медицинское оборудование и строить фельдшерские пункты во всех крупных сёлах, то целей, поставленных президентом, вряд ли достигнем».