Конец пятидневкам. Переведут ли россиян на четырёхдневную рабочую неделю

Комитет Госдумы по труду готов обсудить переход России на четырёхдневную рабочую неделю. По мнению главы комитета Андрея Исаева, важно не количество трудовых дней, а число рабочих часов. «Если работать четыре дня по десять часов, получится такая же сорокачасовая рабочая неделя», пояснил Исаев «Коммерсанту».

   
   

Примечательно, что депутат предлагает рассматривать введение 36-часовой рабочей недели с сохранением зарплат.

Борьба с безработицей и польза здоровью

С идеей сократить пятидневную рабочую неделю накануне выступила Международная организация труда (МОТ). Именно к этой инициативе и прислушались депутаты Госдумы.

В МОТ считают, что переход на четырёхдневку поможет исправить ситуацию с безработицей путём создания новых рабочих мест. Ранее идею поддерживал гендиректор Google Ларри Пейдж. По его мнению, компании смогут нанимать двух человек на неполную занятость на одно рабочее место.

 «Идея о том, что каждому нужно лихорадочно работать, чтобы удовлетворить потребности людей, неверна. Я думаю, есть проблема, которую мы не признаём. Думаю, что есть ещё и социальная проблема, — многие люди несчастны, если им не приходится что-то делать», — приводит слова Пейджа Forbes.

Кроме того, сокращение рабочей недели позволит улучшить здоровье населения, ведь существует немало т. н. профессиональных заболеваний, вызванных переработками и стрессом.

Отказ от пятидневной рабочей недели может способствовать и улучшению экологической обстановки люди станут реже использовать транспорт, соответственно, и вредных выбросов станет меньше.

И наконец, эксперты МОТ ссылаются на исследования, подтверждающие, что сотрудники более продуктивны, когда работают меньше.

   
   

Трудности перехода

Введение четырёхдневной рабочей недели в России даже если и произойдёт, то очень нескоро, считает член независимого экспертного центра «Общественная дума», юрист компании «Налоговик» Михаил Филиппов.
Прежде всего, этот процесс обязательно затянется с законодательной точки зрения. Для начала реализации своей задумки Международная организация труда должна оформить инициативу в конвенцию, а до этого пока далеко. Затем конвенцию должны подписать страны, заявляя о присоединении к ней. После присоединения потребуется изменение национального законодательства, что тоже может затянуться на несколько лет. Даже если наша страна как член МОТ поддержит идею о сокращении рабочей недели, то с организационной точки зрения её реализация как минимум затянется на несколько лет, как максимум  больше, чем на 10 лет, подчёркивает Филиппов.

Кроме того, предложение о четырёхдневной рабочей неделе может и не прижиться в нашей стране по той причине, что для России это невыгодное изменение, и не исключено, что его будут долго откладывать. Дело в том, что производительность труда в РФ достаточно низка и сокращение рабочих дней может привести к ухудшению показателей производительности, а это уже выльется в снижение экономических результатов страны и навредит отдельным отраслям, в частности промышленности. «Кроме того, это замедлит развитие бизнеса и затормозит отдельные процессы (отгрузка товара, поставка, перевозка и т. п.), например, какие-то задачи будут переноситься с пятницы на понедельник, и тогда сделки будут затягиваться»,  добавляет Филиппов.

«Россия, в силу ряда особенностей, испытывает серьёзные проблемы с устойчивым экономическим ростом из-за низкой производительности труда. Стимулом к повышению этого показателя является применение передового зарубежного опыта, где на первое место ставится не общее количество отработанных часов, а объём выполненных задач. Благодаря внедрению этого опыта специалист будет знать, что при хорошем выполнении взятых на себя обязательств он сможет раньше уйти с работы и его никто не сможет задержать»,  пояснила корреспонденту АиФ.ru первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров», к.э.н. Тамара Касьянова.

По мнению эксперта, на большинстве отечественных предприятий это трудно реализуемо. Довольно часто россияне работают в условиях многозадачности  один и тот же сотрудник отвечает за несколько проектов, и в любой момент его могут вызвать, чтобы он отчитался о проделанной работе. Бывает, что за несколько минут до официального окончания рабочего дня поступает срочный запрос, заставляющий специалиста задерживаться на рабочем месте. Как правило, это происходит при отсутствии грамотного планирования рабочего процесса руководством, добавляет Касьянова.

«Многие работодатели в нашей стране, что характерно для частных компаний, считают, что если человек работает на них, то он обязан выполнять поручения руководства, невзирая ни на что. Из-за этого люди регулярно задерживаются на работе без должной компенсации. Невыполнение требований начальника зачастую приводит к снижению заработной платы, особенно если она "серая". Если же люди выражают недовольство, их сразу увольняют и всеми силами мешают найти другое место работы. Благодаря неразвитости в России института профсоюзов все эти явления встречаются регулярно»,  отмечает эксперт.

На первый взгляд, население должно приветствовать переход на четырёхдневную рабочую неделю, но эксперты не исключают, что работники могут отнестись к идее негативно. «Работодатели сократят им зарплаты, маловероятно, что работникам сохранят зарплату пятидневной рабочей недели. Возможно, в крупных компаниях такое новшество приведёт к тому, что на одну должность возьмут двух людей, работающих по очереди, но в целом по стране работодатели просто увеличат продолжительность рабочего дня, распределив работу пятого дня на оставшиеся четыре. Поэтому в России такое изменение может не прижиться и не принести желаемых результатов, поскольку Россия отличается от зарубежных стран в вопросе организации труда, и повторение за остальными ей может навредить»,  предупреждает Филлипов.

Резюмируя, Касьянова выражает уверенность, что ещё довольно долго в России не будет делаться упор на повышение результативности деятельности работника и организации. «Так что инициатива Международной организации труда о вводе четырёхдневной рабочей недели будет, скорее всего, проигнорирована. Государство и бизнес не пойдут на существенные изменения Трудового кодекса»,  полагает она. 

Международный опыт

В основном четырёхдневную рабочую неделю практикуют в странах Европы, и, как показывают результаты, вреда экономике это не наносит, а наоборот, повышает отдельные её показатели. По четыре дня в неделю трудятся жители Нидерландов, Норвегии, Дании, Швеции, Италии, Франции и даже Гамбии. В перечисленных странах эта идея реализуется по-разному, но везде при желании работники и компании могут работать на пятидневке.

«Самые мягкие условия в Нидерландах: четырёхдневная рабочая неделя там практически стандарт, а средняя продолжительность рабочей недели по стране составляет 29 часов, при этом средняя годовая зарплата в 2013 году составляла 47 000 долларов. Чаще на таких условиях работают мужчины и женщины с детьми. В 2000 году в Нидерландах приняли закон, дающий работникам право уменьшать количество рабочих часов с пропорциональным сохранением почасовой зарплаты, медицинской страховки и прочих льгот»,  рассказывает Филиппов.