«Надёжный источник энергии». ЕС заинтересовался импортом газа из Ирана

Газовая станция в Иране. © / www.globallookpress.com

Евросоюз стремится снизить зависимость от импорта российского газа с помощью других поставщиков. В долгосрочной перспективе Брюссель рассчитывает обеспечить свои потребности за счёт иранского топлива, сообщает агентство Reuters, ссылаясь на источники в Еврокомиссии.

   
   

«Иран занимает не первое место среди приоритетов по поводу среднесрочных мер, направленных на сокращение зависимости от импорта газа из России. Иранский газ может практически без проблем поставляться в Европу, в политическом смысле есть чёткие признаки сближения Ирана и Запада», — отметил собеседник агентства.

Помимо поставок иранского газа, Европа намерена рассмотреть и другие источники импорта топлива из Средней Азии.

«Надёжный источник энергии»

Несмотря на то, что в отношении Ирана по сей день действуют санкции Запада, он не теряет надежды обеспечить Евросоюз своим газом. В августе о готовности Тегерана поставлять энергоресурсы в ЕС говорил замминистра нефти Исламской республики Али Маджеди. Интерес к иранскому топливу проявляют две европейских страны, рассказывал Маджеди. По его словам, представители этих стран приезжали в Тегеран, чтобы обсудить возможные маршруты поставок газа. Наиболее оптимальным вариантом экспорта топлива замминистра нефти видит трубопровод «Набукко».

Газопровод «Набукко», о котором идёт речь, предполагал поставки топлива из Азербайджана, Ирака и Туркмении в ЕС в обход России. Стоимость проекта изначально оценивалась в 7,9 млрд долларов, затем она увеличилась почти вдвое — до 14 млрд евро. Планировалось, что пропускная способность «Набукко» составит 26–32 млрд кубометров газа в год.

Подготовка проекта велась с 2002 года, начало строительства газопровода было намечено на 2011 год, а окончание — на 2014 год. Реализация «Набукко» откладывалась из-за разногласий с потенциальными экспортёрами топлива. По этой причине сроки запуска проекта сначала были перенесены на 2018 год, а в прошлом году на строительстве трубопровода был поставлен крест. Отныне приоритетным для поставок альтернативного российскому топливу в ЕС стал Трансадриатический газопровод.

Накануне президент Исламской республики Хасан Роухани подтвердил планы Тегерана стать «надёжным источником энергоресурсов в ЕС». На встрече с австрийским коллегой Хайнцем Фишером Роухани заявил, что экспортировать газ в Европу Тегеран намерен через Австрию.

   
   

«Иран обладает уникальным статусом с точки зрения энергетической сферы, поэтому может быть надёжным источником энергии для Европы», — цитируют слова Роухани иранские СМИ.

Проблемы с санкциями и инфраструктурой

Старту импорта газа из Исламской республики мешает отсутствие инфраструктуры, а также антииранские санкции, наложенные ЕС и США за ядерную программу Тегерана. Впрочем, шансы, что с Ирана будут сняты ограничения, в последнее время увеличиваются. Если раньше о сворачивании санкций не могло быть и речи, то недавно американский Минфин отменил собственное эмбарго, наложенное на покупку нефти из Исламской республики. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что несколько компаний из США возобновили переговоры с властями Ирана. Не исключено, что следом за Вашингтоном санкции смягчит и Брюссель, о чём свидетельствует заинтересованность ЕС в иранских энергоресурсах.

Ближайшие три года риторика Запада может быть какой угодно, они могут произносить самые громкие речи, но физически это сделать просто невозможно. Потому что с одной стороны этого газа нет, а там, где газ есть, в Иране, отсутствует возможность доставки

Впрочем, если с отменой антииранских санкций дело обстоит более-менее просто, то вопрос с инфраструктурой для поставок газа гораздо сложнее — её попросту нет, говорят эксперты. «Порядка трети энергорынка Европы покрывает РФ, и где-то взять этот объём и доставить у ЕС нет технической возможности. В ближайшие три года риторика Запада может быть какой угодно, они могут произносить самые громкие речи, но физически это сделать просто невозможно. Потому что, с одной стороны, этого газа нет, а там, где газ есть, в Иране, отсутствует возможность доставки. Очень вероятно, что ЕС и дальше будет прилагать усилия. Я не исключаю, что они попытаются реанимировать "Набукко"», — рассказал АиФ.ru управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов.

Директор по развитию QB Finance Марго Горшенева указывает, что инфраструктура для поставок газа в ЕС на данный момент есть только у «Газпрома». «Да, были определённые разговоры о поставках иранского газа в Европу через Турцию в рамках проекта "Набукко", но в связи с возникновением напряжённости в отношениях с Тегераном по поводу его ядерной программы этот проект был свернут. Вряд ли в среднесрочной перспективе возможно реанимировать этот проект», — считает Горшенева.

На мировой рынок явно придут новые поставщики, которые постараются с нами конкурировать на европейском рынке, просто потому что этот рынок большой и цены там достаточно хорошие

По словам Хестанова, ближайшие два – три года российских экспортёров точно ждёт относительно благополучная жизнь, поскольку реализация проектов по переходу к альтернативным поставщикам топлива не только затратная, но и медленная. А вот в перспективе четырёх – пяти лет РФ может столкнуться с конкуренцией на энергетическом рынке ЕС. «На мировой рынок явно придут новые поставщики, которые постараются с нами конкурировать на европейском рынке, просто потому что этот рынок большой и цены там достаточно хорошие. Это может быть американский сланцевый газ. Не исключено, что на рынок выйдет иранский газ, скорей всего, с Ирана снимут санкции», — подчёркивает Хестанов.

Работы по диверсификации поставок ЕС ведёт постоянно, и сейчас наиболее вероятный источник, по мнению Горшеневой, не Иран, а США и Канада, которые за счёт сланцевой революции существенно увеличили уровень добычи и к 2020 году планируют наладить поставки СПГ в Европу. «Но здесь очень остро стоит вопрос объёма и цены. В данном случае Европа конкурирует с азиатскими потребителями, для которых СПГ является значительно более важным каналом поставок, и поэтому они готовы предлагать более высокий уровень цен», — указывает она.

На сегодняшний день Иран добывает около 160 млрд кубометров газа в год. Весь этот объём идёт на покрытие потребностей внутреннего рынка. Однако, по оценке экспертов, к 2020 году Тегеран может нарастить добычу до 215 млрд кубометров в год и начать экспортировать топливо.

Запасы газа в Иране и РФ сопоставимы, но при этом добыча топлива в Исламской республике не так хорошо развита, как в нашей стране. При условии устранения существующих препятствий в виде санкций и отсутствия инфраструктуры Иран вместе с Азербайджаном и Туркменией смогут потеснить российский газ в Европе. Но без Ирана вытеснить Россию с энергетического рынка невозможно, уверен член независимого экспертного центра «Общественная Дума» Антон Соничев.

«Азербайджан может удовлетворить только 4–6 % потребности ЕС в газе, а Туркмения более ориентирована на азиатский рынок, и переориентировка на европейский опять же займёт много времени. Поэтому в ближайшие несколько лет попытки ЕС существенно заменить российский газ на чей-нибудь другой точно не принесут результатов», — полагает Соничев.