Наталья Починок: повышение налогов не всегда приводит к росту доходов

Наталья Починок © / РИА Новости

Правительство РФ может отказаться от введения налога с продаж (НСП), несмотря на то, что идею поддержал президент Владимир Путин. К опасениям Минфина и Минэкономразвития, не поддерживающим введение НСП, присоединился Минпромторг, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников.

   
   

По словам источника издания, позиция Минпромторга обусловлена проблемой с предпринимателями, которые покупают сырье в сетевых магазинах и будут платить не только НДС, но и налог с продаж, как потребители, что в результате приведет к росту цен. При этом дополнительные доходы бюджета от НСП составят 200 млрд рублей (для сравнения: от повышения налога на добавленную стоимость госказна может пополниться на 500 млрд рублей).

У оппонентов налога с продаж осталось две недели, чтобы убедить правительство не вводить НСП, добавил собеседник «Ведомостей».

Действительно ли введение налога с продаж принесет больше вреда, чем пользы и к чему приведет увеличение налогового бремени АиФ.ru спросил у и.о. ректора Российского государственного социального университета, д.э.н. Натальей Починок.

Елена Трегубова, АиФ.ru: Наталья Борисовна, если правительство сомневается в введении налога с продаж, значит ли это, что будет введен какой-то другой налог? В качестве одной из мер озвучивалось повышение НДС.

Наталья Починок: Повышение ставок налогов не всегда приводит к росту налоговых доходов. Полагаю, стоит рассмотреть другие варианты. К примеру, уже довольно долго ведется дискуссия о введении налога на роскошь. Предприниматели получают доходы не в виде заработной платы, а с ренты, доходов от инвестиционной деятельности. В настоящее время в России крайне низкие налоги на недвижимость и земельные участки. Очевидно, следует обратить внимание на граждан, владеющих несколькими объектами недвижимости, которые используются для извлечения дохода, зачастую укрываемого от налогообложения. Следует отметить, что вопрос уплаты НДФЛ арендодателями, а также трудовыми мигрантами, и с «теневых» заработных плат, получаемых в конвертах, до сих пор не решен.

Так получилось, что налог с продаж вводился в непростые для российской экономики времена – в 1991 году и 1998 годах. Судя по последним статистическим данным и заявлениям чиновников из финансового блока правительства, рост ВВП РФ продолжает замедляться, а риски рецессии увеличиваются. Можно ли сказать, что наша экономика находится в похожем состоянии, как в девяностых?

   
   

– Налог с продаж существует во многих экономически развитых странах. Прямой зависимости между введением налога с продаж и состоянием российской экономики не существует. Сегодня размеры нашей экономики несопоставимы с концом девяностых, Банк России имеет валютные резервы, сформирован фонд национального достояния.

В Минфине подсчитали, что польза для бюджета от НСП будет меньшей, чем от повышения НДС. Какая из этих двух зол меньшая именно для россиян?

- Оба этих налога являются косвенными и их в любом случае будет платить конечный потребитель. При введении налога с продаж важно соблюдать принципы социальной справедливости: не устанавливать данный налог на продажу детского питания, социально-значимых товаров, лекарств, медикаментов – тех групп товаров, по которым предусмотрены пониженные ставки НДС.

А повышение ставок налога, как уже отмечено, не всегда приводит к повышению налоговых доходов бюджета.

Помощник президента Андрей Белоусов утверждал, что иного способа пополнить бюджет, как увеличить налоговую нагрузку, нет. Так ли это? Существуют ли какие-то другие способы залатать бюджетные дыры, без повышения налогов?

– Пополнение российского бюджета должно осуществляться не фискальными методами, а с использованием механизмов, которые нашли успешное применение экономически развитых странах. Необходим переход от фискальной к регулирующей и стимулирующей функциям налогов. По индексу легкости ведения бизнеса Россия занимает одно из последних мест. Так же иностранные инвесторы отмечают, что высокие ставки налогов являются наиболее серьезным препятствием для ведения бизнеса в России, превосходя коррупцию и бюрократические барьеры.

Аналитики Сбербанка подсчитали, что введение налога с продаж разгонит инфляцию на 2 с лишним процентных пункта. А какие еще последствия могут быть от повышения налогового бремени?

- По моему мнению, инфляционные ожидания превысят два процента.

Повышение налогового бремени опасно, в первую очередь, разорением малого бизнеса, который на сегодняшний день является нашей гордостью. Увеличение латентной безработицы, бегство наиболее талантливой части нашей интеллектуальной элиты за рубеж, составляют угрозу национальной безопасности России.

В западноевропейских странах уровень инфляции гораздо ниже российских показателей и пополнение бюджета в основном решается не путем введения новых или повышения ставок существующих налогов, а отлаженной системой налогового администрирования и грамотным менеджментом, в основном, среднего звена.