Российская химическая компания ОАО «Тольяттиазот» стала объектом информационной войны. Самарская группа поддержки движения Anonymous недавно вскрыла и распространила переписки заказчиков и исполнителей этой анти пиар-компании. По представленным материалам видно, какие масштабные финансовые и людские ресурсы были задействованы в последние несколько лет для дискредитации владельцев и руководства предприятия.
Обнародованная переписка велась одним небольшим московским пиар агентством с общероссийскими и, преимущественно, самарскими СМИ. Из нее видно, что два года назад рекламные отделы десятков изданий стали получать письма с предложением о размещение критических материалов о работе ОАО «Тольяттиазот». Для российских изданий каждая статья готовилась отдельно, а для Самары и Тольятти писались похожие друг на друга тексты с немного измененным врезом и заголовком.
Последствия для самих изданий заказчиков волновали в самую последнюю очередь: «Мы разместили эту статью в интернете. Первоисточник не является средством массовой информации, но для Самары и Тольятти этого достаточно. Вряд ли юристы зацепятся. Заголовок и фото оставляем на вкус издания», – говорится в переписке.
Когда речь шла о размещении в авторитетных российских изданиях, в дело включались профессионалы: «По вашему запросу я получила отрицательный ответ юриста. Сайт не является СМИ, чтобы на него ссылаться в случае предъявления претензий со стороны Тольяттиазота. Сканы документов, на которые мы ссылаемся, тоже не подошли. Говорят, что их подлинность вызывает большое сомнение. Видно, что они составлены не верно, и нет подтверждения об их получении Тольяттиазотом», – говорится в одном письме с указанием фамилий и должностей ее участников.
Судя по переписке, заказы против ТОАЗа шли по всем фронтам: оплачивались не только публикации в СМИ, но и наружная реклама, организовывались пикеты, подделывались обращения граждан на имя крупных региональных и федеральных чиновников, предлагались большие суммы денег экологам за организацию «независимой экологической экспертизы». Для обсуждения каждой подобной акции в интернете выделялся дополнительный бюджет.
На экологию противники ТОАЗа сделали ставку неслучайно. Предприятие и аммиакопровод из Тольятти до границы с Украиной, входящие в единый холдинг, занесены в российский реестр особо опасных производств. Жители региона и так обращают внимание на экологическую обстановку на заводе, а тут валом идут сообщения о том, что там не соблюдается техника безопасности.
Работали пиарщики быстро: сразу же после организации каждого небольшого митинга против «экологического вреда ТоАЗа» на разных сайтах появлялась подробная информация о мероприятии, а на Ютубе – видеоролики, в которых, кстати, снимались одни и те же люди. Судя по переписке, особая роль в дискредитации предприятия отводилась московской организации «Зеленый патруль». Ее представители много раз заявляли об экологических нарушениях на ТоАЗе и устраивали акции в Тольятти.
В одной из публикаций, растиражированной сразу в нескольких печатных СМИ и интернет-изданиях, говорилось, что до 2010 года технические службы завода внимательно следили за состоянием аммиакопровода. Занимались этим опытные обходчики, а потом на предприятии появилась автоматизированная система контроля, и эти люди стали не нужны. Без них контроль, якобы, ослаб, началась утечка аммиака и «крупномасштабное отравление населения европейской части нашей страны». Из-за этого, якобы, чуть было не произошел международный скандал с Украиной, которая на время перекрыла аммиакопровод. Авторы публикаций без стеснения ссылались на заявления крупных чиновников, но потом оказалось, что все обвинения надуманны, и никакой утечки на предприятии не было. Ведь, если бы аммиак потек из трубы, то это быстро стало бы достоянием не только российских, но и зарубежных СМИ.
Еще один сюжет переписки связан с подготовкой заказных статей для сопровождения уголовных дела против ТОАЗа. Помимо лживых материалов о «тоазовских преступлениях» и открытых писем к руководству Следственного комитета, в интернет регулярно сбрасывалась информация об обысках, которые проводились в компании. Журналисты откуда-то получали оперативную и достоверную информацию о следственных действиях, проводимых в рамках расследования уголовных дел. Спустя некоторое время все они были закрыты, а статьи до сих пор висят на сайтах, которые специально создавались под ведение информационной войны против ТОАЗа.
Писали журналисты и о том, что после того, как правоохранительным органам стало известно об использовании незаконных схем ведения бизнеса, занижении прибыли, уходе от налогов и выводе средства на оффшорные счета, владельцы предприятия «уехали в Лондон поправлять свое здоровье». Для подтверждения этих слов предоставлялись письма руководителей ТОАЗа, но потом и здесь стало известно, что все это фальшивка.
Более того, время от времени в СМИ появлялись статьи с несуществующими заявлениями от имени руководителей завода и выдержки из интервью председателя совета директоров ТОАЗа Сергея Махлая. В переписке есть немало сообщений, в которых авторы направляют заказчикам на согласование выдуманные цитаты для дальнейшего использования в СМИ: «Прошу Вас принять срочные меры по предотвращению непредсказуемых последствий на ТОАЗе – особо опасном предприятии», – из вымышленного письма Владимира Махлая руководству Самарской области. «На карту поставлена жизнь людей на рабочих местах завода, города и региона на особо опасном предприятии!», – выдержка из другого несуществующего письма руководителю региона.
В довершение всего противники ТОАЗа многократно вбрасывали ложную информацию о предстоящей продаже предприятия некой китайской компании. Расчет был прост: на заводе трудится несколько десятков династий. У многих тольяттинцев здесь работал или работает дед, отец и сын, и поэтому люди болезненно относятся к любой информации о проходе на завод «посторонних», тем более из другой страны.
Версий о том, кто может быть заказчиком кампании против ТОАЗа немного. Одна из них, о чем писали и СМИ, и блогеры, – информвойна ведется в интересах миноритария предприятия ОАО «ОХК «Уралхим», возглавляемого химическим олигархом Дмитрием Мазепиным. Как известно, значительная часть уголовных и арбитражных дел, расследуемых в отношении «Тольяттиазота» и его сотрудников, инициированы именно «Уралхимом». В статьях, найденных в переписке, справедливость в судебных спорах – всегда на стороне миноритарного акционера, тогда как ТОАЗ предстает вселенским злом. Из писем также становится понятно, что пиар-агентство занимается не только информационной войной против самарского предприятия, но и организацией и размещением позитивных публикаций об «Уралхиме». В частности, в одном из посланий представитель заказчика спрашивает совета у исполнителя: «В ссылке – М.Чапаров как гендиректор ОАО «Воскресенские минеральные удобрения». Но вот уже более полугода он возглавляет «Азот». Можно ли что-нибудь сделать с контентом пресс-портрета, сейчас там много негатива, причем старого?». Мурад Чапаров в настоящее время возглавляет березниковский «Азот» и пермские «Минеральные удобрения». Оба предприятия входят в холдинг Мазепина. Это еще раз подтверждает версию, что информационная война против ТОАЗа ведется в интересах «Уралхима».
Смотрите также:
- В «СУ-155» не поступало официальных запросов по делу о хищениях в Минобороны →
- В парке «Лосиный остров» велось незаконное строительство →
- Сколько стоит борьба с коррупцией и силовиками в Адыгее? →