«Босс платит». Работодателей могут обязать тратиться на отпуск сотрудников

Ростуризм предложил российским работодателям оплачивать отпуск своих сотрудников, заявил «Российской газете» глава ведомства Александр Радьков. Уже разработана соответствующая программа, которая сейчас находится на рассмотрении Министерства экономического развития.

   
   

Скидки в обмен на налоги

Перспектива отпуска за счет работодателя, безусловно, очень заманчива, но распространяться предложение будет только на отдых в России. Ростуризм рассчитывает, что эта программа будет способствовать увеличению занятости в регионах благодаря созданию новых рабочих мест в туриндустрии, и особенно в низкий туристический сезон. Кроме того, с помощью такой инициативы будет оказана поддержка малообеспеченным россиянам, считают в ведомстве.

Для реализации программы необходимо создание специальной организации, которая будет покупать оптом путёвки у туристических фирм, а потом со скидкой продавать их сотрудникам компаний, заключивших с ней договор. Планируется, что размер скидки будет составлять 40-50% от стоимости тура. Общие расходы на покупку туров будет зависеть от финансовых возможностей компании, а размер скидки — от социальных льгот. Сотрудники компаний, участвующих в программе, смогут получить дисконт на отдых в гостиницах, санаториях и базах отдыха.

Важно сказать, что Ростуризм предлагает освободить от налога на прибыль те деньги, которые пойдут на оплату отдыха сотрудников, перенеся их в графу расходов компании. Также предприятия, оплачивающие отдых своих подопечных, будут освобождены от подоходного дохода со средств, потраченных на путёвки.

Что касается возможных бюджетных потерь из-за частичной отмены подоходного налога, Ростуризм успокаивает — данная инициатива не причинит госказне ущерба, поскольку освобожденные от налога деньги вернутся в бюджет в виде налогов с доходов турфирм от продажи путевок. «Выпадающая часть по налогам, которая образуется из-за того, что затраты на путёвки выводятся из налогооблагаемой базы, в итоге вернётся в бюджет, когда люди, получившие путёвки, заселятся, например, в гостиницы. А потом объекты туриндустрии, в свою очередь, заплатят налоги», — пояснил Радьков.

«Невероятная наивность»

По словам главы Ростуризма, ранее инициатива развивать внутренний туризм таким путём была поддержана в ряде российских регионов. В ведомстве ожидают, что изменения в законодательство могут быть внесены уже в следующем году.

Эксперты придерживаются мнения, что эта идея будет воспринята на «ура» на периферии, где туристический поток не так развит, и подобное предложение может быть интересно неискушенному туристу. Что касается крупных городов, и тем более Москвы или Санкт-Петербурга, предложение отдохнуть в отечественном санатории даже со скидкой в 40-50% вряд ли будет пользоваться популярностью, отмечает Татьяна Карпова, специалист по подбору персонала кадрового агентства «ЮНИТИ».

   
   

«Ни для кого не секрет, что сегодня можно прекрасно отдохнуть за 300-500 долларов на пляжах Красного и Средиземного морей в гораздо более комфортных условиях, чем предлагают отечественные санатории. Предположим, что мы всё-таки собрались отдыхать по «профсоюзной линии», берём среднестатистический санаторий в Геленджике и посчитаем путевку на двоих на 7 дней в июле. Сутки на одного человека в среднем обойдутся в 3500-4000 рублей. Получаем: 3800 умножить на 2 и умножить на 7, получается 53200 рублей. А ещё нужно купить билеты (10 тыс. рублей за плацкарт и 20 тыс. рублей за купе). Итого минимум 63 200 рублей. Предположим, предприятие даёт максимальную скидку в 50% — получаем 31500 рублей на двоих. Не так уж и дёшево выходит», — подчеркивает Карпова.

Не все эксперты разделяют оптимизм Ростуризма. Так, по мнению финансового омбудсмена Павла Медведева, предложение вряд ли будет одобрено парламентариями. «Не стоит забывать, что работодатели наполовину частные предприниматели, они и так с хлеба на воду перебиваются, особенно если у них деньги теряются в банках, а им ещё скажут: «Вы чёрную икру выдавайте своим сотрудникам». Это невероятная наивность, детская простодушность. Я считаю, что туристическим компаниям просто нужны деньги», — подчеркивает Медведев.

Экономическое положение у нас настолько кислое, что какие-нибудь движения, которые бы от кого-нибудь отбирали деньги и кому-нибудь отдавали — это невероятно», — поделился омбудсмен с АиФ.ru.

В свою очередь Карпова считает, что даже если инициатива будет одобрена, она вряд ли будет общеобязательной для всех предприятий. «С учетом того, что в настоящее время активно пропагандируется и поощряется так называемый «внутренний» туризм, а в данном случае речь идёт как раз об отдыхе на территории РФ, данная инициатива выглядит вполне правдоподобной», — рассуждает эксперт.