Наши деньги «обкатают»: средства Пенсионного фонда могут отдать РЖД

   
   

Оставив надежды в ближайшее время получить поддержку зарубежных инвесторов, российские компании начали искать источники «длинных денег» внутри страны. И нашли — в Пенсионном фонде РФ. Владимир Якунин, президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), заявил о возможности перевода наших пенсионных накоплений в уставной капитал транспортного монополиста.

— Мы зарабатываем деньги, и мы точно будем существовать до тех пор, пока будет существовать наше государство, — сказал Якунин в интервью агентству «Интерфакс».

Как считает главный железнодорожник страны, рентабельность и надёжность бизнеса РЖД делает компанию наиболее привлекательной для вложения денег. Соответственно, «вхождение ПФР во владение частью акций РЖД» Якунин считает «суперидеей», которая поможет «решению проблем российской пенсионной системы».

— Теоретически, такое предложение может быть реализовано и действительно поправит положение ПФР, — соглашается ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Пенсионные деньги достаточно длинные, чтобы их можно было вкладывать в масштабные проекты РЖД, при этом, как совершенно справедливо заметил господин Якунин, существование РЖД в будущем не вызывает никаких сомнений, а значит, надёжность вложений высока.

Впрочем, предлагая идею использовать в качестве инвестора ПФР, г-н Якунин вряд ли в первую очередь заботился исключительно о пенсионерах. Сейчас на повестке дня стоит приватизация «Российских железных дорог»: согласно правительственному плану, уже в этом году к частникам должны уйти дочерние структуры «Трансконтейнер» и «Первая грузовая компания», а к 2015-му году планируется распродать 25% акций РЖД. В свою очередь, Владимир Якунин считает «разумной» приватизацию 10-15-процентной доли РЖД, причём лишь после 2013-го года и одному стратегическому инвестору.

— Сейчас стратегия приватизации заключается в том, чтобы взять стратега — того, кто сам занимается грузовыми и пассажирскими перевозками, — отметил Якунин, говоря о планах на продажу РЖД. По его словам, на эту роль уже претендуют германские и французские транспортные компании, а также итальянские и испанские железные дороги, с которыми «очень хорошо развивает отношения» отечественный перевозчик.

   
   

Впрочем, это не исключает возможности участия в приватизации ПФР: по крайней мере, г-н Якунин оценил собственную идею как «очень перспективную» и для Фонда, и для РЖД.

— Сейчас, эту идею нужно внимательно изучить, проанализировать её на предмет соответствия действующему законодательству, сделать необходимые расчёты сроков окупаемости и возврата средств, — отмечает Баранов. — Лишь после всего этого государство может принять решение об инвестировании средств ПФР в инфраструктурные проекты РЖД.

Что касается последствий такого вложения, эксперт оценивает их как вполне положительные. По крайней мере, деньги никуда не уедут и не утекут, как это могло быть с менее надёжными инвестиционными инструментами.

— Риски здесь не очень большие. Они связаны с тем, что из-за экономических потрясений могут уменьшиться объёмы перевозок, и тогда сроки возврата пенсионных денег могут стать больше. Другой риск состоит в том, что государство может принять решение об изменении статуса РЖД или о его ликвидации. Но в этом случае вряд ли решение будет принято таким образом, чтобы не дать вывести пенсионные деньги из компании, — говорит Баранов. — В любом случае, государство не заинтересовано в таком развитии событий, и даже если компания будет реорганизована, то можно быть уверенным, что интересы ПФР не будут ущемлены.

Смотрите также: