Россиянам могут разрешить стрелять в злоумышленников, вторгшихся в их жилье

Москва, 24 августа – АиФ-Москва. Не секрет, что современное российское законодательство крайне сурово к людям, применяющим оружие для самообороны, в экстремальных ситуациях. Так, весна и лето этого года ознаменовались вынесением сразу нескольких резонансных приговоров гражданам, применившим оружие против хулиганов или даже против непосредственно напавших на них злоумышленников. В итоге практически все люди, защищавшие себя или своих близких, получили по этим делам реальные сроки.

   
   

Все это заставило депутатов Госдумы в очередной раз задуматься о вопросе законодательного расширения возможностей применения гражданами оружия, в том числе и огнестрельного. В результате парламентарий от «Единой России» и член «Народного фронта» Алексей Журавлев подготовил законопроект, позволяющий гражданам, в жилище которых вломились преступники, стрелять в них и вообще применять любые виды оружия, даже если это повлечет гибель злоумышленников.

Достал, выстрелил – в тюрьму!..

Пока вопросы самообороны регламентируются 37-й статьей Уголовного кодекса, которая утверждает: любой вред, нанесенный нападавшему в ситуации, когда нет прямой угрозы здоровью и жизни человека, применяющего оружие, является преступлением. И любой сотрудник правоохранительных органов подтвердит, насколько сложно доказать в суде, что защищающийся не превысил так называемых «пределов необходимой обороны».

Двадцатилетней спортсменке, чемпионке РФ по среди юниоров Татьяне Андреевой, например, этого доказать не удалось. Несколько дней назад суд города Бийска приговорил ее к семи годам тюрьмы за убийство мужчины, который, по словам самой девушки, напал на нее, чтобы изнасиловать. Однако сторона обвинения заявила, что на теле Татьяны следов борьбы не обнаружено. И суд отправил спортсменку за решетку.

21-летняя московская студентка Саша Лоткова никого не убила. Она прострелила легкое из травматического пистолета хулигану, который, как она сочла, угрожал ее друзьям. Однако дело происходило в людном месте, в метро; вред, нанесенный Александрой пострадавшему, суд оценил как тяжкий, а действия девушки – как «носившие яркий антисоциальный, дерзкий, агрессивный и опасный характер». К тому же, – отметил судья Алексей Криворучко, – после происшествия Лоткова не явилась в полицию с повинной. В итоге в марте этого года студентку приговорили к трем годам лишения свободы.  

В Краснодарском крае владелец частной гостиницы самостоятельно защитил членов своей семьи и постояльцев от нападения бандитов, вооруженных ружьями, битами и ножами. Он тяжело ранил троих злоумышленников, и за это отправился в тюрьму на год: суд счел его действия «умышленным причинением здоровью нападавших вреда средней тяжести».

А жительница Омска убила собственного супруга, набросившегося на нее с топором. Суд приговорил женщину к году исправительных работ.

   
   

У самообороны не должно быть пределов

Все эти случаи, – выразил свое убеждение в разговоре с журналистами единоросс Алексей Журавлев, – доказывают неверность подхода действующего российского законодательства к вопросам самообороны.       

«Если у человека, который залез ко мне в дом, есть в руках пистолет, то я еще должен подумать, угрожает ли это моей безопасности, как мне его можно ударить, чтобы не повредить», – рассуждает депутат. По его мнению, давно пора приближаться в этих вопросах к европейским нормам. «Если человек залез в дом, надо разрешить применять любые виды оружия, и это будет считаться самозащитой», – заявил автор законопроекта.

Еще одним сторонником жесткого подхода к применению оружия оказался полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский. Год назад он уже предлагал обсудить на пленуме Верховного суда концепцию с говорящим названием: «Мой дом – моя крепость». Но коллеги во власти тогда его не поддержали.

По мнению Барщевского, необходимо сделать так, чтобы любой человек, которому захотелось вдруг вломиться в чужое жилье, заранее знал, что рискует таким образом получить пулю. «Чтобы у преступников, даже у пьяных, на уровне инстинкта было заложено, что это опасно», – убежден юрист.

Согласен с ним и сын Владимира Жириновского, депутат от ЛДПР и вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев. В апреле прошлого года он тоже предлагал парламентариям пересмотреть вопрос о праве на самооборону. Однако тогда законопроект либерал-демократов не поддержало правительство.

России нужна своя «Доктрина крепости»

Эксперты констатируют, что в обществе постепенно меняется отношение людей к владению оружием и его применению. Если раньше желающих обзавестись ружьем или пистолетом было не так уж много, то теперь россияне все чаще приходят к мысли о том, что дробовик, карабин, винтовка или банальный «травмат» – штуки полезные; люди хотят научиться владеть оружием и в случае необходимости быть готовыми его применить.

Именно поэтому, – полагает председатель Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев, – российское общество становится все более готовым к принятию подобного закона. «Просто раньше все ориентировались на советское время, когда собственность жилья не имела такой ценности, как жизнь человека, – поясняет он. – Сейчас тоже есть много вопросов, которые надо прорабатывать. Например, если в дом ломится пьяный сосед, бывший муж. Можно его убивать? Либо когда ты оплатил съемную квартиру, рвешься в нее, а хозяйка не пускает».

В Соединенных Штатах все вопросы подобного рода регламентируются особым документом, включенным так или иначе в законодательство большинства штатов. Это так называемая «Доктрина крепости». Основное ее положение заключается в том, что граждане обладают законным правом стрелять в любого непрошенного гостя, чтобы защитить себя, своих близких, других людей, находящихся в это время в доме, и свою собственность от вторжения. Если в результате такой обороны человек, незаконно проникший в жилище, оказывается убит – суд оправдывает действия хозяина дома как допустимую меру необходимой обороны.

Есть похожий закон и в Италии – он был принят в 2005 году, и в Израиле: это так называемый «Закон Дроми», определяющий противодействие нападавшему как законно необходимую оборону. Эксперты полагают, что своя версия «Доктрины крепости» очень пригодилась бы и России.