Траулер не успел подать сигнал бедствия
Масштабная катастрофа с большим числом жертв произошла на Камчатке. Как сообщает ГУ МЧС по Камчатскому краю, около 8:30 утра 2 апреля по местному времени (23:30 мск 1 апреля) в оперативно дежурную смену Центра управления в кризисных ситуациях МЧС поступила информация о затоплении в акватории Охотского моря большого автономного траулера морозильного типа «Дальний Восток».
Трагедия произошла у берегов Камчатки в 330 километрах от поселка Крутогоровский Соболевского района. По предварительным данным, траулер затонул в течение 15 минут, и с его борта не был подан сигнал бедствия. Первые сообщения о ЧП поступили от рыболовецких судов, которые вели промысел в данном районе.
На борту БАТМ «Дальний Восток» находились 132 члена экипажа, среди них 76 россиян, а также граждане Мьянмы, Вануату, Украины и Латвии.
Ведению спасательных работ мешали сложные погодные условия: температура воды в районе катастрофы около нуля, высота волн около полутора метров.
Как сообщил руководитель координационно-спасательного подцентра ФГУ «Администрация морского порта Петропавловск-Камчатский» Артур Рец, по состоянию на 6:40 мск 2 апреля официально подтверждена гибель 54 человек, их тела обнаружены спасателми. Живыми подняты из воды 63 человека. Судьба полутора десятков членов экипажа пока остаётся неизвестной.
Рыбаков могла погубить льдина или собственная ошибка
Представитель Дальневосточного следственного управления на транспорте СК России Оксана Полшакова заявила о том, что по факту гибели траулера «Дальний Восток» возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц».
Траулер «Дальний Восток» принадлежал компании «Магеллан» и приписан к порту Невельск в Сахалинской области.
Судно было приобретено компанией совсем недавно, в декабре 2014 года, после чего прошло технический осмотр, не выявивший каких-либо серьёзных проблем.
В конце декабря 2014 года «Дальний Восток» вышел на промысел и должен был вернуться в порт 1 мая.
Корабли класса БАТМ представляют собой рыболовецкие суда, оснащённые морозильными установками для хранения больших объёмов выловленной рыбы, а также оборудованием для её первичной переработки Экипаж БАТМ составляет 80–130 человек. Траулеры подобного типа составляли основу океанского рыболовецкого флота СССР и социалистических стран.
Среди возможных причин катастрофы называют столкновение с дрейфующей льдиной, а также ошибку экипажа при подъёме на борт трала с выловленной рыбой, при котором судно могло получить сильный крен и опрокинуться.
Крупнейшая морская катастрофа в России за последние годы
Выжившие члены экипажа подтвердили, что катастрофа развивалась стремительно — многие просто не успели перейти на спасательные плоты и оказались в ледяной воде, в которой человек гибнет от переохлаждения всего через несколько минут.
Капитаном «Дальнего Востока» был 48-летний Александр Притоцкий, которого называют одним из лучших капитанов на Дальнем Востоке и одним из рекордсменов по объёмам улова.
По предварительным данным, Александра Притоцкого нет в числе выживших.
Как заявляют спасённые члены экипажа, часть моряков, которых не удалось обнаружить, могла остаться в трюмах судна.
По сообщениию пресс-службы правительства Магаданской области, первые пострадавшие при катастрофе траулера «Дальний Восток» должны быть доставлены в больницы Магадана вертолётами в самое ближайшее время. Медучреждения готовы к приёму пострадавших.
Катастрофа БАТМ «Дальний Восток» стала самой крупной морской трагедией в России с декабря 2011 года.
18 декабря 2011 года во время буксировки к Сахалину перевернулась и затонула буровая платформа «Кольская». В результате катастрофы погибли 53 из 67 человек, находившихся на платформе.