Выдохните, успокойтесь и не ждите сразу учебных свершений. Не нужно считать, что ребёнок — это механизм, в котором можно нажать на кнопку, и он сразу автоматически включится на нужный режим. В первые 2-3 недели возможны даже не очень хорошие оценки. В этом нет ничего страшного. Дети адаптируются примерно 1-1,5 месяца к новому учебному году. Конкретные сроки зависят от темперамента, личной организованности, уровня конфликтности в семье, взаимоотношений в классе, а также того, насколько строгий и «сложный» педагог. Конечно, есть дети, которые сразу включаются в учёбу. Их немного — 10-15% максимум.
Вспомните себя после отпуска. С радостью ли вы бежите на работу после отдыха? А когда вы освежите эти впечатления, вам будет легче понять ребёнка и не давить на него. Лето, конечно, закончилось, но детям очень не хочется погружаться снова в учебный процесс. Даже самые прилежные ученики так или иначе непроизвольно будут этому процессу сопротивляться. Это совершенно нормальная история.
Не нагружайте ребёнка сразу дополнительными занятиями и репетиторами. Подождите хотя бы до октября. Неслучайно учителя, особенно в младших классах, в первые недели стараются просто повторять с детьми пройденный ранее материал. В идеале в сентябре лучше вообще не задавать домашних заданий. Ребенок должен сначала привыкнуть к самому факту того, что он снова на этой «каторге». Потому что хотим мы того или нет, три четверти детей воспринимают школу как каторжные работы. К сожалению, у них есть для этого основания.
Постарайтесь воздержаться от бесконечных нравоучений: все, хватит балду пинать, пора учиться. Сентябрь — это еще и бабье лето, и, несмотря на календарную осень, как правило, это все равно ощущение тепла. Детям еще хочется нагуляться, пообщаться со сверстниками. Это тоже элемент адаптации. Должен быть создан некий условный переходный режим. Когда это уже не отдых, но рабочая ситуация. И гайки закручивать стоит очень постепенно.
Если ребёнок пожаловался на плохое самочувствие, дайте ему передышку. Нередко дети с началом активной учёбы начинают жаловаться на головную боль, боль в животе. Не нужно гнать ребёнка из дома со словам: «Иди в школу, там пройдёт». Как не стоит и немедленно бежать к врачу. Это никакая не болезнь. Это именно нормальная адаптация организма. Есть тип детей, которые в принципе реагируют на любой стресс психосоматикой. Договоритесь с учителем пропустить в этот день уроки и оставьте ребёнка на денёк дома. Даже если вы подозреваете, что ребёнок хитрит, чтобы не идти на уроки, ничего страшного, если иногда вы пойдете у него на поводу. Но, конечно, не стоит позволять манипулировать собой постоянно.
Важно понимать разницу между образованием и школьным учением. Образование строится на интересе. Надо поддерживать желание учиться именно на том, что ребёнка интересует. И плюс к тому ребёнку должно быть психологически комфортно. Взрослые очень странные, они почему-то считают, что только они понимают, что ребёнку нужно образование. Дети совсем не глупые, они тоже это прекрасно понимают.
Кстати, не стоит думать, что учителя так уж сильно радуются, что дети снова приходят в школу. Для них это тоже большая нагрузка и напряжение. Но радость от общения даже высокая нагрузка не отменяет.