Елена Байбарина: «Ребенок для семьи важнее, чем карьера мамы»

   
   

Рассказывает заместитель директора по научной работе ФГУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В. И. Кулакова», главный неонатолог Минздравсоцразвития профессор Елена Байбарина.

Богаче государство – ниже смертность

– Елена Николаевна, младенческая смертность у нас в стране небольшая. За счет чего она снижается?

– За счет пристального внимания к этой проблеме. Когда я еще училась в институте, показатель младенческой смертности был цифрой для служебного пользования. Тогда она составляла более 20 детей на тысячу родившихся живыми. Сейчас в среднем по России этот показатель – около 9 младенцев на тысячу. А есть территории, где он 5 и даже 4! Это уже уровень развитых стран.

Что такое младенческая смертность, теперь знают все, за нее каждый губернатор отчитывается перед правительством и своим населением… Чем больше в регионе выделяется денег на службу материнства и детства, тем ниже там младенческая смертность.

– Деньги нужны на покупку современного оборудования?

– И на покупку аппаратуры, и на обучение врачей... Тот же родовой сертификат – материальные вливания в службу родовспоможения и детства. Это была гениальная идея – не просто дать денег родильному дому, потому что он существует на белом свете, а сделать так, чтобы деньги в родильный дом принесла женщина. Она придет туда, где хорошие результаты, где понравилось рожать ее подругам. А сертификат ей выдадут, только если она обратилась в женскую консультацию на ранних сроках беременности. Это важно для профилактики осложнений…

   
   

И в науку пошли деньги на новые разработки… Закупаются лекарства. Развивается очень дорогая высокотехнологичная помощь.

– А в каких странах самая низкая смертность младенцев?

– В Финляндии, например, показатель 3 на 1000 рожденных живыми. Очень хорошие показатели имеет Япония. В США  хуже – 7-8. Но есть тут некоторый нюанс: у нас смертность исчисляется с веса новорожденного в 1 кг, а в развитых странах – с веса 500 г. Хотя таких новорожденных, конечно, мало – 0,3%, поэтому сильно картину они не меняют.

Вопрос этики

– С какого срока у нас плод признается ребенком, когда врачи обязаны его спасать при преждевременных родах?

– Признается ребенком – это одно, а обязаны оказывать помощь – это другое. У нас более 15 лет назад был издан приказ Министерства здравоохранения, я даже номер его помню, 318-й, который определил, что, начиная с веса 500 г, плод считается жизнеспособным, его обязаны лечить и выхаживать.

Но 15 лет назад у нас не было материальных ресурсов, чтобы полностью претворить приказ министерства в жизнь. И сейчас не все территории могут его выполнять. А к 2012 году эти дети, если они родились с весом от 500 г и не раньше 22 недель беременности, уже будут получать свидетельства о рождении, считаться гражданами. На их лечение нужны большие деньги. Выходить ребенка весом в 500-1000 г стоит 500-600 тысяч рублей. Хотя остаются нерешенными этические вопросы. В развитых странах Европы давно перешли на выхаживание младенцев, рожденных после 22-й недели беременности. Но сейчас они разрабатывают критерии… приостановки интенсивной терапии. В большинстве стран если ребенок, родившийся в 22 недели, может жить, ему, естественно, помогают, но если он требует реанимации… Опыт показывает, что эти дети все равно будут глубочайшими инвалидами.

– Какой процент 500-600-граммовых детей вырастает здоровыми, не инвалидами?

– Некоторые думают, что если врачи не будут этих крох интенсивно лечить, то слабые младенцы умрут, а крепкие выживут и станут здоровыми – произойдет естественный отбор. Ничего подобного. Исследования показали, что, когда преждевременно рожденных младенцев лечат не очень интенсивно и не очень качественно, они все равно могут выжить, но часто становятся инвалидами. Их надо лечить правильно, тогда инвалидов будет меньше.

В Японии среди детей весом меньше 400 г выживает половина и относительно здоровыми из выживших становится тоже половина. И тут встает этический вопрос: ради этой одной четверти, которая будет относительно здоровой, и одной четверти инвалидов стоит предпринимать огромные траты? Мне кажется, стоит. Там, где есть оборудование, навык, технологии для выхаживания таких крох, может быть, дети, появившиеся на свет в 22-23 недели, пока еще будут плохо выживать, зато гораздо лучше – дети, родившиеся в 25 недель. А младенцы весом в 1 кг, рожденные в 28 недель, будут выживать хорошо. 

Нужны крупные центры

– Недавно на улице я видела машину, на которой было написано: «Неонатологическая реанимационная помощь». 

– Да, по нацпроекту было закуплено много машин «скорой помощи», оборудованных для перевозки новорожденных. Дело в том, что ни одна страна не может позволить себе иметь серьезное отделение реанимации новорожденных в каждом родильном доме. В роддомах, рассчитанных на здоровых женщин, такие дети рождаются очень редко. Большую часть времени оборудование будет простаивать, а стоимость одного места – 120 тысяч долларов. Но дело не только в цене оборудования, дело в квалификации врачей. Они смогут качественно оказывать такую помощь, когда постоянно с такими детьми работают. Поэтому весь мир идет по пути создания крупных центров.

По нацпроекту сейчас строятся 23 новых перинатальных центра, а старые, их  в стране уже больше 100, переоснащаются. В эти центры должны быть переведены беременные женщины с пороками сердца, с почечной недостаточностью… А для таких случаев, когда преждевременные роды произошли неожиданно или ребенок родился в тяжелом состоянии, которое невозможно было предугадать, во всем мире есть вертолеты и специально оснащенные машины, чтобы быстро доставить младенца в перинатальный центр.

Ответственность мамы

– А что сама женщина должна делать, чтобы малыш у нее родился в срок, был здоров… Что ей посоветовать, от чего предостеречь?

– Сейчас во всем мире прослеживается не очень здоровая тенденция – отложить рождение ребенка «на потом». Лучше, конечно, чтобы женщина рожала раньше  – в период расцвета, меньшего риска генетических патологий, до 30 лет, ну хотя бы до 35. Ребенок для семьи важнее, чем должность мамы или высокий уровень материального благополучия. Надо это понимать. 

Есть женщины, которые относятся и к своему здоровью, и к здоровью ребенка безалаберно. Вот у нас сейчас лежит будущая мама с тяжелым сахарным диабетом. Мы прикладываем очень много сил, чтобы у нее родился здоровый ребенок. А женщина не соблюдает диету, курит…

Важный момент для здоровья детей – грудное вскармливание. Надо приложить младенца к груди в первые же часы,  постоянно находиться с ним рядом. Сейчас роддома стараются организовать совместное пребывание ребенка с мамой и днем и ночью, но нередко женщины говорят, что они не хотят лежать вместе с ребенком, им бы хотелось отдохнуть…

Печально, когда столько сил вкладываешь в выхаживание этих недоношенных крошек, а их собственные родители относятся к ним с таким легкомыслием!

Смотрите также: