В прошлом году с участием детей-пассажиров на дорогах страны произошли 9302 аварии, в результате которых 10 311 маленьких пассажиров получили ранения, а 511 детей погибли. Страшные цифры.
Бесполезные адаптеры
Как же так? Адаптеры и корректоры у нас официально продаются, и их производители даже утверждают, что эти устройства сертифицированы?!
Заглянем в Правила дорожного движения. Там в пункте 22.9 сказано, что при перевозке в автомобиле ребёнок должен находиться или в детском удерживающем устройстве (ДУУ), читай, в специальном детском кресле, или в иных устройствах. Вот эти «иные устройства» всех и вводят в заблуждение.
А судьи кто?
Я не буду сейчас говорить о тех 15% родителей, которые вообще не используют никаких удерживающих устройств при перевозке детей: не купили их, потому что пожалели денег, или купили абы что, подешевле, и теперь возят их в машинах, только чтобы ГИБДД не штрафовала… Не буду говорить, потому что даже не могу представить, что должны испытывать папы и мамы погибших и искалеченных детей, когда осознают, что трагедию они создали своими руками, потому что, выложив за машину полмиллиона, пожалели ещё 10–15 тысяч рублей на прочное, качественное детское кресло. Когда я ставлю себя на их место, на меня накатывает дурнота.
Но остальные-то родители, которые серьёзно относятся к безопасности самого дорогого, что у них есть, устанавливают в автомобили специальные детские автокресла и возят детей только в них, они-то могут быть спокойны?
Увы, нет.
Если вы покупаете кресло европейского производства, то, как правило, оно сертифицировано и отвечает заявленному качеству. Европейские сертификаты у нас в стране признаются. С китайскими креслами, которых у нас на рынке достаточно, дело обстоит сложнее. Китай – не страна Женевского соглашения, мы не можем признавать их сертификаты, и есть большие вопросы к их испытательным лабораториям, которые эти документы выдают, – разъясняет ситуацию Денис Загарин. – Китайская продукция должна получать сертификаты соответствия у нас в стране или в Европе. Также должны получать такие документы и кресла отечественных производителей. Но судьи кто? Кто выдаёт такие документы? Лаборатории, которые не имеют катапульты, позволяющей проверить прочность изделия на случай аварии? Такие катапульты есть в Центре испытаний НАМИ в Дмитрове и на АвтоВАЗе в Тольятти. Всё. За последние четыре года лаборатория НАМИ проверила 55 образцов автокресел разных производителей, 43 образца не соответствовали требованиям Правил ООН. В прошлом году были отозваны аккредитации у четырёх отечественных лабораторий, которые выдавали липовые сертификаты на детские удерживающие устройства. Но сколько кресел, одобренных этими лабораториями, уже были проданы? И не мы ли с вами их купили?
Вопросы к правительству
Пора государству навести в этом деле порядок. Во‑первых, считает Наталия Летова, надо внести изменения в Правила дорожного движения. Это вопрос к МВД и правительству. Разрешить перевозить детей только в ДУУ – детских креслах, которые соответствуют международным требованиям безопасности. Во‑вторых, допускать на рынок только кресла, прошедшие сертификацию по Правилу ООН № 44.
Между прочим, у нас все товары для детей должны быть сертифицированы на безопасность. Но вот детские автомобильные кресла почему-то в правительственном перечне таких товаров отсутствуют. Самое время Минпромторгу исправить эту ошибку. Тем более что с начала этого года в отношении ДУУ у нас действуют положения Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», согласно которому детские кресла должны отвечать Правилам ЕЭС ООН № 44–04. В‑третьих, правительство должно определить перечень компаний, которые имеют право выдавать на кресла сертификаты.
А ещё надо бы в ПДД прописать статус ребёнка-пассажира и обязанности водителя по отношению к нему, считают представители Российского Красного Креста. Сейчас получается: если ребёнок не пристёгнут или не сидит в кресле, значит, он сам виноват.
Ну и чтобы не доводить дело до абсурда, что у нас очень любят, надо законодательно позволить в экстренных случаях, например связанных с госпитализацией ребёнка, перевозить его в автомобиле без ДУУ.
Что делать нам?
А пока правительство, МВД, Минпромторг, Роспотребнадзор и другие компетентные организации найдут время и возможность позаботиться о наших детях, что делать нам – родителям, бабушкам и дедушкам? Выбросить все эти адаптеры, корректоры, направляющие лямки, надувные ДУУ, не пожалеть денег на детские кресла с европейскими сертификатами. У нас есть и свои, отечественные 3–4 компании, которые выпускают добротные, обеспечивающие безопасность автокресла, но только как эти фирмы угадать, если нашим сертификатам верить нельзя?
Закрепить в машине детское кресло с помощью крепления ISOFIX, а не штатным ремнём безопасности, как это делает большинство, потому что так проще. Крепление ISOFIX есть на креслах многих производителей, а скобы для его установки – практически на всех современных автомобилях. Так детское кресло будет стоять более жёстко и лучше защищать ребёнка при возможном ударе. Не знаете, где в машине найти скобы? Спросите у продавца автокресел в магазине.
И не полагаться на русское авось: «нам тут ехать недалеко», «да мы поедем потихонечку»… Бережёного Бог бережёт.