На днях в Красноярске в ДТП погиб младенец. Как рассказали «АиФ» в ГИБДД, 55-летний водитель автомобиля Honda, находясь в алкогольном опьянении, выехал на встречную полосу и столкнулся с автомобилем Toyota. Водитель и женщина-пассажир Toyota получили незначительные травмы, а 2-месячный малыш, которого мать везла на руках, погиб. И это притом, что в машине была установлена автолюлька.
Количество погибших детей-пассажиров растет с каждым годом. И причина тому - не только лихачи, провоцирующие ДТП, но и, в первую очередь, – нежелание родителей соблюдать элементарные правила безопасности при перевозке детей. За прошлый год на дорогах погибло 877 детей. Больше всего погибло малышей в возрасте до 1 года. И почти половина из них перевозили в машинах не в детских удерживающих устройствах, а на руках у взрослых. Специалисты уже устали втолковывать молодым родителям простые законы физики: при столкновении на скорости 60 км/ч ребенок массой не более 5 кг превращается в снаряд весом более 110 кг. Ни одна мать не в состоянии удержать этот вес!
Примерно такая же история с неправильными автокреслами. В результате исследования специальных удерживающих устройств выяснилось, что треть из них не соответствуют требованиям безопасности. Так, в 2011 году из каждых 12 кресел соответствовали требованиям лишь 10. В 2013 году из 15 образцов, которые взяли для экспертизы, удовлетворили специалистов только 9. В прошлом году из 20 - только 15.
Кресла проверяют на испытательных стендах. «При изготовлении современных автокресел для детей учитывается огромное количество нюансов. В первую очередь такие устройства проектируются с использованием качественных и прочных материалов. Специалисты постоянно проводят серии краш-тестов. В отличие от испытаний автомобилей такие тесты проводят на специальных катапультах, которые задают требуемое замедление и имитируют различные виды ударов, - поясняет нам Денис Загарин, директор Центра испытаний «НАМИ» - Качественные автокресла известных брендов, прошедшие сертификацию в Европе, вопросов не вызывают. Основная проблема — кресла, ввезенные из Китая, которые непонятно, как и кем проверялись». Кстати, по данным Федеральной таможенной службы в 2014 году в Россию именно из Китая были ввезены 63% всех удерживающих устройств.
А на сайте Госавтоинспекции уже можно ознакомиться с некоторыми детскими креслами, которые точно не прошли сертификацию. Пока нет вопросов к автокреслам из Германии. А вот очень популярные в России, в основном из-за невысокой цены, удерживающие устройства из Польши, Болгарии и Белоруссии не были признаны безопасными.
Довольно часто родители, чтобы избежать лишних трат на детские кресла, покупают специальные накладки, чтоб ремень безопасности, которым обычно пользуются взрослые пассажиры, не проходили по шее ребенка. Но при использовании накладок нижний ремень оказывается выше пояса. В результате такого пристегивания дети получают тяжелые травмы живота или вообще вылетают из-под ремня. В Госавтоинспекции уже задумались, не стоит ли вообще исключить из Правил дорожного движения возможность использования «иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремня безопасности».
Но чтобы «не тыкать пальцем в небо», в Госавтоинспекции строго рассматривают все аварии, которые происходят с детьми на дорогах России. От инспекторов требуется не только предоставить информацию о месте, времени, количестве погибших и пострадавших в ДТП, но и о том, были ли пристегнуты дети, находились ли они в детских удерживающих устройствах, какой марки были эти устройства, были ли они сертифицированы и рассчитаны на нужный возраст, рост и вес ребенка. В результате всю статистику, сведенную в общую базу, можно предметно проанализировать.
Более того, в прошлом году в Подмосковье запустили уникальный эксперимент по детской безопасности в автомобиле. Госавтоинспекция совместно с экспертным центром «Движение без опасности» и при активном содействии главного детского хирурга Минздрава РФ Владимира Розинова, стали тщательно отслеживать все аварии с детьми-пассажирами, чтобы выяснить в каких ДТП и при каких условиях чаще всего страдают дети. И соответственно, понять, какие средства пассивной безопасности наиболее надежны. Кроме того, что сотрудники Госавтоинспекции при оформлении ДТП с детьми в Подмосковье заполняют все данные об использовании или не использовании автокресел, в статистике учитывается информация от медиков: описывается характер травм, полученных ребенком при аварии. «Осенью мы представим результаты исследования», - рассказала Наталья Агре, президент центра «Движение без опасности». Систематизированная информация позволит специалистам сделать вывод, какие удерживающие устройства действительно помогают максимально обезопасить ребенка, а какие – это только «отговорка» перед инспектором Госавтоинспекции, чтобы не платить штраф 3 тыс. руб. за перевозку детей без кресел.