«Золотая маска». Эксперименты и традиции

Церемония вручения премии «Золотая маска». Фото: РИА Новости

В Москве в 19-й раз состоялось торжественное вручение премии «Золотая маска». В этом году, по словам организаторов премии, как никогда широко были представлены региональные театры.

   
   
Манана Гогитидзе. Фото Алексея Витвицкого

Лучшими в «несерьезном» жанре оперетты стали солисты мюзикла «Бал вампиров» Манана Гогитидзе и Иван Ожогин из Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге. «Бал вампиров» также был признан лучшим спектаклем в данной номинации. А вот лучшим режиссером «легкого жанра» стал Борис Мильграм из пермского театра «Театр-Театр», поставивший спектакль «Алые паруса».

Борис Мильграм. Фото Алексея Витвицкого

«Золотую маску» за лучшую женскую роль в опере получила «Медея» Надежда Кучер из спектакля пермского Театра оперы и балета им. П.И. Чайковского «Medeamaterial».

— Я, конечно, не ожидала, что «Маску» вручат мне, — призналась Надежда. — Первая номинация в таком престижном конкурсе, и сразу победа. Для меня это невероятно. Я лауреат нескольких международных оперных конкурсов, но «Золотая Маска» важна для меня тем, что это премия именно театральная, отмечающая, в первую очередь, актерское мастерство певца. И для меня очень важно признание в актерской среде.

Надежда Кучер. Фото Алексея Витвицкого

«Золотая маска» за лучшую мужскую роль в опере досталась Ильдару Абдразакову — «Линдрофу» из спектакля Мариинского театра «Сказки Гофмана». Лучшим режиссером в опере признан Дмитрий Черняков, поставивший в Большом театре оперу «Руслан и Людмила».

Но настоящий триумф испытал дирижер пермского Театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Теодор Курентзис, которому достались сразу две «Золотые маски» — как лучшему дирижеру в опере (за спектакль «Cosi fan tutte») и как лучшему дирижеру в балете (за спектакль «Шут»).

Теодор Курентзис. Фото Алексея Витвицкого

Получая награды, Курентзис отметил, что это — победа всего коллектива, и сказал, что все лучшее на сегодня в музыке находится не в столицах, а в регионах, и только активное развитие региональных театров поможет России достичь европейского уровня.

   
   

Две «Золотые маски» достались и Диане Вишневой из Санкт-Петербургского Мариинского театра. Спектакль «Диана Вишнева: диалоги» был признан лучшим спектаклем в балете, а сама Диана — лучшей исполнительницей женской роли в балете и современном танце. Получая награду, Диана Вишнева призналась, что ей важнее признание ее спектакля, чем премия, которой отметили ее лично.

Диана Вишнева. Фото Алексея Витвицкого

«Золотой маской» также отметили, как лучший спектакль в современном танце, постановку московского Театра-студии современной хореографии «Едоки». Награда в конкурсе «Эксперимент» досталась спектаклю «Полнолуние» московского Фестиваля «Территория».

«Золотая Маска» за лучшую роль второго плана в драме досталась Светлане Немоляевой — за роль Домны Пантелевны в спектакле «Таланты и поклонники» Театра им. Вл. Маяковского.

Светлана Немоляева. Фото Алексея Витвицкого

Поднявшаяся на сцену Светлана Владимировна была встречена такой бурной и не стихающей овацией, что прослезилась. И призналась, что у нее не так много театральных наград, а потому «Золотая маска» стала для нее очень важным признанием.

— Не буду лицемерить, я очень обрадовалась. Мне очень дорога эта награда. «Золотая маска» ведь лучшая театральная премия страны. А зал — они меня до слез довели просто. Я не ожидала такого горячего приема. Так я всю церемонию довольно спокойно сидела. И это для меня отдельный подарок — встреча с сегодняшним зрительским залом, здесь же все мои коллеги присутствуют, и почти вся моя семья тоже. Я очень переживала за свой спектакль «Таланты и поклонники», и за режиссера Миндаугаса Карбаускиса, который его сделал. Спектакль получился, по-моему, просто отменный, и, конечно же, Карбаускис также достоин награды.

Фото Алексея Витвицкого

Премию за лучшую женскую роль в драме получила Роза Хайруллина за роль Короля Лира из спектакля санкт-петербургского театра «Приют комедианта» «Лир». «Золотая маска» за лучшую мужскую роль в драме досталась Виталию Кищенко за роль Платонова из спектакля ярославского Театра драмы им. Ф. Волкова «Без названия». Также спектакль «Без названия» получил «Золотую маску» в одной из самых престижных номинаций — «Лучший спектакль в драме. Большая форма».

«Золотая Маска» за лучшую режиссуру в драме досталась Марату Гацалову за спектакль новосибирского театра «Глобус» «Август: графство Осейдж».

Марат Гацалов. Фото Алексея Витвицкого

— В регионах сегодня театр развивается очень активно, — заметил Марат Гацалов после церемонии. — Очень много ярких, прекрасных режиссеров и спектаклей. Очень много. Я работаю в основном в Москве, но часто выезжаю в разные города. И ситуация просто прекрасная сейчас.

Труппа театра им. Е.Вахтангова. Фото Алексея Витвицкого

Специальная премия жюри драматического театра досталась спектаклю театра им. Е.Вахтангова «Пристань». Получать свою «Золотую маску» вышла фактически вся труппа, включая 96-летнюю актрису Галину Коновалову, которая также была номинирована на лучшую женскую роль. При этом актеры устроили на сцене мини-спектакль, который был горячо принят залом. Вторая спецпремия была вручена Ксении Перетрухиной и Дмитрию Волкострелову.

Дмитрий Волкострелов и Ксения Перетрухина. Фото Алексея Витвицкого

«Золотую маску» в номинации «Приз критики» получил спектакль «Антитела» санкт-петербургского театра-фестиваля «Балтийский дом».

Последними объявляли лауреатов почетной номинации «За вклад в развитие театрального дела». В 2013 году ими стали Татьяна Доронина, Зинаида Шарко, Александр Белинский, Иван Бобылев, Леонид Броневой и Роберт Стуруа.

 

Читайте также: