Ирина Мирошниченко скончалась в четверг, 3 августа, в возрасте 81 года, через десять дней после своего дня рождения — и после четырех дней, проведенных в больнице в бессознательном состоянии, когда врачи делали все возможное, чтобы вернуть ее к жизни. Но им это не удалось, а за сухими строками официального диагноза — полиорганная недостаточность, септический шок и осложнения после воспаления внутренней оболочки сердца — проглядывает отказ буквально всех органов.
Прощание с Мирошниченко пройдет в понедельник, 7 августа, в родном для нее МХТ имени Чехова, в котором она прослужила около 60 лет; похоронят актрису и народную артистку РСФСР на Троекуровском кладбище.
Семья в трех браках
Матерью Ирины Мирошниченко была актриса Екатерина Мирошниченко, карьера которой не сложилась из-за ареста первого мужа — красного командира Ивана Толпежникова. Он был расстрелян в 1937 году. О главных ролях с таким пятном в биографии в тогдашнем СССР можно было и не мечтать — но ее хотя бы не отправили в «А.Л.Ж.И.Р» (Акмолинский лагерь жен изменников Родины), а их маленький сын не попал в детдом. Мирошниченко-старшая служила в «Москонцерте», вышла второй раз замуж. Ее мужа, политрука Петра Вайнштейна (он взял фамилию жены), после начала войны назначили в одну из частей Сибирского военного округа — именно там, в Барнауле, в 1942-м и родилась дочь Ирина. Потом мать с детьми вернулась в Москву, отец ушел на фронт, был ранен, стал инвалидом — и потом работал на небольших должностях.
У матери Ирины Мирошниченко был и третий брак — со вторым мужем они развелись в самом начале 1960-х, а потом она вышла замуж за своего коллегу по «Москонцерту» аккомпаниатора Якова Розенкера. Брак был не слишком понятный — Розенкер был младше супруги на 25 лет, да еще и алкоголем, по некоторым данным, злоупотреблял. Расстались они в 2000 году, а в 2005-м Мирошниченко-старшей не стало, и Ирина Мирошниченко осталась одна из всей своей семьи. Родной отец скончался еще в 1984-м; брат по матери Рудольф Толпежников умер в 1995-м.
Три брака Мирошниченко
Ирина Мирошниченко — как и ее мать — тоже трижды побывала замужем. Первый брак у нее случился сразу после школы — ей сделал предложение драматург и сценарист Михаил Шатров. Он был старше на 10 лет, уже имел определенный вес в артистических кругах, а позже стал автором обширной «ленинианы». Спектакли по его произведениям шли во многих театрах СССР — в том числе в «Современнике» и МХАТе. А среди киноработ Шатрова есть и сценарий к фильму «Тегеран-43». В общем, для молодой девушки, которая только поступила в Школу-студию МХАТ, Шатров был подходящим мужем.
С Шатровым Мирошниченко прожила 12 лет, а после развода вышла замуж за кинорежиссера из Литвы Витаутаса Жалакявичюса («Никто не хотел умирать»). Брак оказался неудачным — и пара развелась через полгода после регистрации. В 1975-м Мирошниченко вышла замуж третий и последний раз — за своего коллегу по МХАТу, актера театра и кино Игоря Васильева.
Наследство Мирошниченко
Как пишет портал StarHit, в собственности у Ирины Мирошниченко было две квартиры в самом центре, а также загородный дом в подмосковной Опалихе, который оценивается в 20 млн рублей. Есть и счета в банках, но сколько на них денег — неизвестно; существование самих счетов также не подтверждено.
Одну из квартир актриса купила сама — она проживала в трехкомнатной квартире в доме на Тверской улице.
Вторая — однокомнатная квартира в Большом Гнездниковском переулке, ордер на которую после войны получил отец-инвалид. Сам он там, правда, прожил лишь до конца 1950-х — потом по рекомендации врачей получил работу завхоза в одном из подмосковных санаториев и переехал туда. Пасынок Рудольф вскоре женился и обзавелся собственным жильем, а дочь жила у первого мужа.
Известно, что на эту квартиру очень сильно претендовал третий муж Екатерины Мирошниченко — тот самый аккомпаниатор Яков Розенкер. Вроде бы он уговаривал супругу продать столичную недвижимость, а на вырученные деньги уехать в Израиль, но получил недвусмысленный отказ — и даже написал расписку с обещанием никогда не претендовать на эту жилплощадь. После смерти матери с Розенкером судилась и Ирина Мирошниченко — но свой суд актриса выиграла, а претензии того на квартиру так и не нашли подтверждения.
Впрочем, сейчас, кажется, других родственников у Ирины Мирошниченко не осталось. Ее бывшие мужья тоже скончались — Шатров умер в 2010-м, Жалакявичюс — в 1996-м, а Васильев — в 2007-м. Детей у нее ни в одном из браков не было; дважды актриса делала аборт. И фактически сейчас судьба ее наследства зависит исключительно от наличия завещания — если его нет, то собственность может либо перейти государству, как заявляет адвокат Александр Добровинский, либо очень дальним родственникам, которые объявятся в ближайшие полгода.
Источник: https://www.starhit.ru/