«Продлить бессрочно». Художник Павленский будет сидеть во Франции без суда

Петр Павленский. © / Никеричев Андрей / Агентство городских новостей "Москва"

Российский художник-акционист Петр Павленский, арестованный во Франции, в ближайшее время не выйдет на свободу. Об этом на своей странице в соцсети сообщила его гражданская жена Ксения Оксман (она же Оксана Шалыгина).

   
   

«Вчера была у Петра. Он в прекрасной физической форме, бодр и весел. Следователь продлила ему содержание под стражей бессрочно, до основного суда по делу», — сообщила она. Оксман уточнила, что «никто не знает», когда состоится основной суд.

Учившийся в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица по классу монументальной живописи Павленский прославился своими эпатажными акциями с политическим оттенком.

От зашивания рта до поджога дверей ФСБ: как художник шел к успеху

Летом 2012 года, зашив себе рот суровой ниткой, Павленский в течение полутора часов стоял в одиночном пикете в Санкт-Петербурге у Казанского собора, держа в руках плакат с надписью: «Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа».

В мае 2013 года Павленский провёл акцию под названием «Туша». Ассистенты Павленского принесли нагого, завёрнутого в многослойный «кокон» из колючей проволоки художника ко входу в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Полусогнутый, неподвижный и безмолвный художник лежал в этом «коконе», никак не реагируя на реплики и действия окружающих.

Самая знаменитая акция под названием «Фиксация» состоялась в ноябре 2013 года. Голый Павленский прибил свою мошонку гвоздём к брусчатке Красной площади. Объясняя, что это означает, Павленский сказал: «Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлёвской брусчатке яйца, — метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества».

9 ноября 2015 года Павленский подошёл к первому подъезду здания органов госбезопасности на Лубянке, облил входную дверь бензином, поджёг зажигалкой, после чего встал впереди горящих дверей с канистрой в руках в ожидании собственного задержания. Эту акцию он назвал «Угроза», заявив: «Горящая дверь Лубянки — это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе. Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 миллионами человек».

   
   

8 июня 2016 года Мещанский суд Москвы признал Павленского виновным и приговорил его к штрафу в размере 500 тысяч рублей. Кроме того, в полном объёме был удовлетворён гражданский иск к Павленскому со стороны ФСБ о возмещении ущерба в размере 481 тысячи рублей. Павленский был освобождён из-под стражи в зале суда. После освобождения он сказал, что считает свою акцию удавшейся.

Сексуальное насилие, побег, политическое убежище

История с поджогом двери ФСБ, в которой российские и международные правозащитники встали на сторону Павленского, не побудила художника покинуть страну.

Акционист вместе с супругой покинул Россию в начале 2017 года после допроса в Следственном комитете. В январе 2017 года актриса «Театра.doc» Анастасия Слонина написала заявление на Павленского и его жену Оксану Шалыгину, обвинив супругов в насильственных действиях сексуального характера.

Выехавший из России Павленский утверждал, что заявление Слониной якобы является частью операции спецслужб по его ликвидации. Власти Франции сочли его аргументы весомыми и предоставили ему политическое убежище.

В сентябре 2017 года Павленский напомнил о себе, дав интервью Deutsche Welle. Из рассказа следовало, что акционист живет с семьей в Париже, не тратя средств ни на коммунальные платежи, ни на еду: «Дом, в котором мы сидим, мы захватили... Мы живём так, как живёт большинство парижан. Эти люди не идентифицируют себя с эмиграцией или туристами, они живут захватами, кражами и перераспределением собственности. Французы в принципе стоят на позиции, что работать должны мигранты, а платить — туристы. Поэтому и мы так же: не работаем, не платим... Еду мы берём в магазинах... охрана не очень внимательна».

«Начало мировой революции»: как Павленский зажег во Франции

Впрочем, не воровство из магазинов стало причиной, по которой Павленский оказался во французской тюрьме.

В ночь на 16 октября 2017 года Петр Павленский поджег здание Банка Франции. Свой поступок акционист объяснил желанием начать «мировую революцию». Полиция задержала его на месте совершения поджога вместе с его гражданской женой Шалыгиной. Их обвинили в «намеренной порче имущества с помощью зажигательного вещества».

Супругу вскоре освободили, а сам акционист был обследован французскими психиатрами и оставлен в заключении вплоть до судебного разбирательства. Павленскому инкриминируется умышленный поджог с целью причинения ущерба собственности либо поставивший под угрозу жизни людей. Наказание за такое преступление более чем серьезное: лишение свободы на срок до 10 лет и штраф в размере 150 000 евро.

«Я сижу в одиночной камере за отказ унижаться»

В начале мая 2018 года Ксения Оксман на своей странице в соцсети распространила рассказ самого Павленского о том, как у него дела в тюрьме: « „Тюремная администрация изощренно издевается надо мной. Полгода я сижу в одиночной камере и уже четвертый месяц полностью лишен прогулок в большом дворе за отказ унижаться и писать начальнику бумагу“. (Тюремная администрация хочет, чтобы Петр попросил в письменном виде разрешения на прогулки, что совершенно неприемлемо!)

Тюремная администрация мотивирует отказ в прогулках этими причинами: 

Петр русский;

Петр — медийная личность;

Петр не знает французского.

Администрация мотивирует отказ в прогулках заботой о безопасности Петра. Как всегда говорит власть, когда хочет усилить меры контроля над человеком и заставить его бездумно подчиняться ее приказам.

Получается, что гулять в общем дворе могут все, кто не русские, никому не известные граждане и только те, кто говорит по-французски».

Надо сказать, что во Франции после поджога к акционисту охладели и местные СМИ, и общественники. В соцсетях и вовсе предложили вернуть Павленского на родину: «Политический беженец в качестве благодарности поджигает Банк Франции. Надо привить ему хорошие манеры: 10 лет каторги в Сибири».