Их связала разлука. История любви Марии Мироновой и Александра Менакера

7 января 1911 года родилась актриса театра и кино Мария Миронова. Наверное, дочь школьной учительницы и простого служащего не могла даже предположить, что с нее начнется одна из самых известных актерских династий – Мироновы-Менакеры. Актриса вышла замуж за знаменитого актера Александра Менакера (во втором браке), а их сын, Андрей Миронов, стал настоящей звездой советского кино... Однако по стопам Мироновой пошел не только ее сын, но и внучка, и даже правнук.

   
   

АиФ.ru предлагает вспомнить, с чего все начиналось.

Небрежный экспромт

Первая встреча была мимолётной. После концерта в Московском театре миниатюр вокруг Александра Менакера (он дебютировал со своей программой) столпились артистки. На одну, с удивительно синими глазами, он бросил взгляд.

— Миронова, — небрежно произнесла она.

Артист уловил этот тон и с такой же надменной интонацией ответил: «Менакер».

Все засмеялись. Кто бы знал тогда, что на их глазах родился первый экспромт великой актёрской пары... Ему было 26 лет, ей — 29.

Шло время — их стали часто видеть вместе. Особенно удивляло то, что Менакер сопровождает артистку даже в парикмахерскую или к портнихе. Но все понимали: это творческий интерес. Не зря ведь и директор Михаил Гутман стал поговаривать о том, что «для Маши и Шуры нужно придумать совместную программу». Только сделать это он намеревался осенью, когда театр вернётся в Москву после ростовских гастролей.

   
   

Молодым людям предстояла разлука, поскольку спектакли, в которых участвовал Менакер, закрывали этот гастрольный тур. В итоге Миронова уехала раньше него...

Когда в Ростове артистка переступила порог своего гостиничного номера, её уже ждала телеграмма: «Скучаю! М».

Отвечать не стала. Но к вечеру получила ещё одну: «Как вы добрались? Волнуюсь, жду ответа».

Это был серьёзный шаг со стороны Менакера.

Миронова не подавала виду: «Всё хорошо. На спектаклях аншлаг».

Он намекал ей на личные чувства: «Страдаю, думаю только о вас. Волнуюсь».

Она переводила разговор на другую тему: «Страдаете напрасно, ваше выступление публика примет хорошо».

И лишь однажды как бы ненароком «проговорилась»: «Счастье не за горами!»

Эту телеграмму артист прочитал раз сто пятьдесят. А потом пришла ещё одна, в которой Мария Миронова абсолютно по-свойски просила о маленьком одолжении — купить перед отъездом из Москвы хорошего чаю и крем для лица. Стало ясно: это победа. Разлука их связала. Остаётся лишь приехать на гастроли.

«Взбалмошная артистка»

Вместо маленькой баночки чая и тюбика крема Александр Менакер накупил огромную корзину подарков — сыры, конфеты, печенье, вино и, конечно же, чай самых разных сортов... А для большей уверенности сшил себе модный костюм песочного цвета. «Это самый любимый Машин цвет», — написал он в своём дневнике.

Ночь в поезде не спал — ароматная корзина привлекала внимание многих пассажиров. Он боялся: не украдут ли? И, конечно, фантазировал, какое счастье эти подарки доставят его возлюбленной. Она права: счастье не за горами!

Вероятно, он увидит её уже на перроне, ведь не зря же в одной из телеграмм как бы между делом сообщил время прибытия. В 10 утра (было это 20 июля 1939 года. — Ред.) поезд подходил к ростовскому вокзалу. Жара стояла невыносимая. Но артист всё же надел свой роскошный костюм, взял корзину и, счастливый, вышел на перрон.

Однако никто его не встречал.

Час спустя, получая ключи у горничной, он первым делом поинтересовался: «В каком номере живёт Маша Миронова?»

Оказалось, что их поселили на одном этаже, но в противоположных частях длинного коридора. Беспокоить возлюбленную не стал, но попросил передать ей корзину.

Мария Миронова и Александр Менакер в прологе «Почти по Гоголю» на сцене Московского театра эстрады, 1959 год. Фото: РИА Новости / Борис Рябинин.

Он слышал, как в другом конце коридора отворилась дверь, слышал удивлённый вопрос Мироновой: «А от кого?» — и снова щелчок замка.

Сидеть на месте он не смог. Нервно ходил по номеру, приоткрывал дверь и смотрел в конец коридора — в сторону той самой двери, за которой решалась его судьба.

Тишина была мёртвой и даже пугающей.

«Могла бы и зайти ко мне! — с обидой писал в дневнике. — Ей же сказала горничная, что корзина от меня».

Через три часа наступила полная досада: «Подумаешь, какая-то Машка Миронова! — уговаривал он себя.

— Взбалмошная артистка. Вертихвостка... Счастье у неё "не за горами". Да знаю я прекрасно цену этим словам...»

«Обожаю вино»

К вечеру артист мысленно расстался с ней и растоптал собственные чувства.

«Забыть всё! Ничего не было, — стенографирует он в своём дневнике. — Кто она такая!»

И в ту же секунду, надев свой драгоценный костюм, быстрой походкой направился в конец коридора.

Когда дверь отворилась, Миронова не смогла удержаться от смеха:

— Зачем вы в такую жару напялили этот скафандр!

Менакер смутился («её любимый песочный цвет»), но поинтересовался, нравятся ли ей угощения.

Памятная доска актерам Александру Менакеру и Марии Мироновой в Малом Васильевском переулке на доме №7.  Фото: Commons.wikimedia.org / Щербаков

— Ах, это, значит, ваша корзина, — всё так же надменно сказала она. — Своё вино можете забрать, я такое не пью. Да и французский сыр чем-то пахнет. То ли дело наш московский...

Он долго бродил по городу. Его не радовали ни тёплая южная ночь, ни оркестр, бравурно звучащий в ресторане гостиницы. Что это за тон? Разлюбила? Предпочла другого? Чем-то расстроена?

Менакер решил больше не обращать на Миронову никакого внимания. Однако на следующий день после спектакля артистка стала всех зазывать к себе в номер:

— Мне вчера подарили вино! Я обожаю такое, — говорила она.

Менакер наконец понял условия этой игры.

Тем же вечером они остались вдвоём и больше не расставались. Но их отношения осложнялись одним обстоятельством: Миронова была замужем за кинооператором Михаилом Слуцким, а Менакер женат на ленинград­ской балерине Ирине Ласкари.

«У Мироновой новая любовь»

Утром он увидел Марию с конвертом в руках.

— Что это?

— Написала Слуцкому о разводе. А ты напиши о разводе жене.

И всё бы хорошо, но письмо своё Миронова передала через директора, который ещё до окончания гастролей возвращался в столицу. В поезде от скуки тот раскрыл конверт — и узнал сенсационную новость. А на следующий день эта новость «по секрету» ходила уже по Москве:

— Представляешь, у Мироновой новая любовь. Они расстаются со Слуцким.

Вечером телеграфисты отбивали в Ростов телеграммы от покинутого мужа, в которых искренняя благодарность за совмест­но прожитые годы выражалась в виде бесцеремонных упрёков и гневных угроз. Но влюблённым читать было некогда...

Дело в том, что Александр Менакер каким-то образом достал напрокат роскошный автомобиль с открытым верхом и, как в американских фильмах, увёз свою даму на природу.

Они ездили купаться, ели мороженое и фрукты, а вечерами... мечтали о совместном эстрадном номере.

Гастроли подходили к концу — до начала нового сезона было ещё далеко. Но вдруг им попалась реклама: команда советского теплохода «Антон Чехов» зазывала трудящихся в морской круиз по Азовскому и Чёрному морям.

— Давай поедем? — предложил Менакер.

— Ну ты же знаешь, я море терпеть не могу, — ответила Миронова.

Поэтому он тут же помчался за билетами — правила этой игры ему уже были знакомы...

Использованы материалы Театрального музея им. Бахрушина.

Материал впервые опубликован  18 сентября 2013 года.