«Крестный отец»: когда бандиты становятся героями

Джеймс Каан, Марлон Брандо и Аль Пачино. Кадр из фильма «Крестный отец»

«Ничего личного — только бизнес»

   
   

«О нет, только не очередной опус о мафии», — нервно проговорил в трубку Питер Барт, вице-президент «Парамаунт Пикчерз», когда тому позвонил редактор книжного издательства. Редактор настаивал на своём и продолжал убеждать собеседника в том, что новый роман Марио Пьюзо, в отличие от его предыдущих книг, может быть интересен общественности и обладает высоким маркетинговым потенциалом.

Марио Пьюзо. Фото с сайта wikipedia.org

Однако сама по себе тема книги отпугнула продюсеров, ведь те уже неоднократно обжигались на съемках фильмов о криминалитете. Всего пару лет назад в прокате провалилась картина «Братство» с Кирком Дугласом в главной роли, да и американская публика, все еще помнившая разгул бутлегеров в период великой депрессии, кино о гангстерах принимать не торопилась. Жанр считался второсортным, а в кинотеатрах с успехом шли такие фильмы, как «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика, «Беспечный ездок» Питера Фонды и триллер Уильяма Фридкина «Французский связной».

Тем не менее, руководитель продюсерского отдела Роберт Эванс заинтересовался произведением. 38-летний киномагнат увидел в романе куда более широкий контекст — роман представлял собой жизнеописание американской семьи, хотя и был подан в форме тривиального мафиозного экшна. Эванс принял решение запустить проект в производство и пригласил на должность режиссера 27-летнего Фрэнсиса Форда Копполу, который уже тогда мог похвастаться «Оскаром» за сценарий к фильму «Паттон», а также номинациями на «Золотой глобус» и «Золотую пальмовую ветвь» с драмеди «Ты теперь большой мальчик».

«Я хотел добиться успеха в области авторского кино, но в Голливуд меня совершенно не тянуло. Роман „Крестный отец“ показался мне халтурой, у меня не было ни одного повода браться за этот фильм. Но у нашей студии „Америкэн Зоотроп“ не было денег, и тогда мой юный ассистент Джордж Лукас заявил, мол, отказываться нельзя, иначе нас закроют», — вспоминает Коппола.

Фрэнсис Форд Коппола. Фото www.globallookpress.com

«Подходишь, целишься... и дело сделано»

Коппола согласился возглавить проект и принялся за сценарий. Он тщательно изучил роман, выделив несколько линий, пригодных на его взгляд для дальнейшей разработки. Копполу совершенно не устраивала история о бандитах, он стремился выйти за рамки повествования романа и сделать рассказ чем-то более значительным.

   
   

В Голливуде в то время подобной дерзости режиссерам не прощали. К примеру, можно вспомнить одну из самых печальных глав истории кино, связанную с Тодом Браунингом, который в 30-х годах вместе с Белой Лугоши воплотил на экране ставший каноническим образ Дракулы, после чего по рассказу Тода Роббинса «Шпоры» снял драму «Уродцы». В этом фильме Браунинг рассказывал историю людей с отклонениями в физическом развитии, выступавших в цирковой труппе. По ходу сюжета героям приходится давать отпор жестокости и вероломству дееспособных участников цирка и стать сильнее так называемых «нормальных» людей. Однако публика фильм не приняла, обвинив режиссера в дешевом эпатаже, что поставило крест на карьере Браунинга. Через 20 лет после смерти Браунинга Дэвид Линч под влиянием этого фильма снял картину «Человек-слон», а Дэвид Боуи написал песню «Diamond Dogs», еще 15 годами позже «Уродцы» были внесены в Национальный кинореестр США как «кино, имеющее большое художественное значение».

Аль Пачино и Джеймс Каан. Кадр из фильма «Крестный отец»

Коппола не побоялся пойти наперекор мнению кинобоссов и набирал на съемки непопулярных или неизвестных актеров. Лишь кандидатура Джеймса Каана была утверждена без возражений со стороны продюсеров, однако Коппола и тут начал спорить с руководством — режиссер хотел снять Каана в роли Сонни, тогда как студия видела в Джеймсе Майкла Корлеоне.

Вместо Каана Коппола предлагал на роль Майкла молодого Аль Пачино, который тогда был известен ролями слабых и безвольных персонажей в фильмах «Я, Натали» и «Паника в Нидл Парк». Эти образы были очень далеки от персонажа Майкла Корлеоне, и Эванс хотел отдать роль Райану О’Нилу или Роберту Редфорду. Впрочем, Коппола и в этом вопросе смог дать отпор студии и к удивлению самого Пачино утвердил именно его.

Марлон Брандо. Кадр из фильма «Крестный отец»

С началом съемок в марте 1971 года споры между Копполой и представителями «Парамаунт» не прекратились. Режиссер не счел нужным предупредить продюсеров о том, что снимает фильм в затемненной цветовой гамме, что привело кинобоссов в бешенство — Коппола оказался на грани увольнения. Студия начала искать нового режиссера, вместе с которым в опалу попал и Эванс, поддерживавший Копполу.

Коппола и сам начинает сомневаться в выбранном им направлении. Ему кажется, что фильм становится скучным и затянутым. Продолжительность картины — 2 часа 20 минут — кажется гарантией провала в прокате, при этом съемочная группа уже превысила заявленные ранее бюджет и сроки. Режиссер, продюсеры и владельцы студии оказались в тупике — каждый был уверен, что проект провалился, но достойного выхода никто придумать не мог...

Кадр из фильма «Крестный отец»

«Мужчина, который не проводит время со своей семьей, никогда не станет настоящим мужчиной»

15 марта 1972 года в кинотеатре «Льюис Стейт» состоялась премьера фильма «Крестный отец», и уже следующим утром все газеты разразились восторженными рецензиями, в кинотеатры выстраивались огромные очереди — в первые недели проката фильм приносил по миллиону долларов в день. Картина не только превзошла самые смелые ожидания «Парамаунт», но и стала настоящим феноменом.

Награды
В 1973 году «Крестный отец» получил три премии «Оскар», пять «Золотых глобусов», премию BAFTA, а также «Грэмми» за музыку.

В то время в США набирали силу радикальные движения феминисток, усиливалось влияние хиппи и битников, чьи идеи приобретали новые, менее маргинальные формы и звучали убедительнее, что в свою очередь приводило к переоценке таких понятий как семья и брак. На этом фоне «Крестный отец» стал доводом в пользу традиционных патриархальных ценностей, царивших в США в первой половине XX века. «Мы снимали фильм не о плохих парнях, а о том, на что человек способен пойти ради своей семьи», — сказал Джеймс Каан.

Многие критиковали фильм, обвиняя Копполу и Пьюзо в романтизации криминалитета, в оправдывании противозаконных действий и убийств, но в рамках этой риторики несколько забывалось, что образы Билли Кида, Джесси Джеймса или Джона Диллинджера к тому моменту прочно засели в самосознании американской культуры и воспринимались публикой скорее положительными, хотя и противоречивыми.

Аль Пачино и Марлон Брандо. Кадр из фильма «Крестный отец»

«Крестный отец» породил множество дискуссий и последователей в кинематографе — спустя десять лет выходят «Лицо со шрамом» и «Однажды в Америке», еще через шесть лет — «Бешеные Псы», а затем — «Славные парни» и сериал «Клан Сопрано».

Фрэнсису Форду Копполе не просто удалось снять фильм так, как он задумывал, но и показать новый стиль в обращении с киноязыком. В отличие от большинства авторов того времени, Коппола использовал сюжет фильма не в качестве ведущего двигателя картины, а лишь как художественный инструмент, призванный выразить на экране невысказанные сценарием образы и подтексты, в несколько раз расширив диапазон тем и образов, доступных кинематографу.

Читайте также: