Зачастую знаменитые и не очень писатели известны не только своими произведениями, но и остроумными замечаниями по поводу окружающей их действительности. Шутить литераторы начали задолго до нашей эры.
Древнегреческий драматург Софокл сказал однажды, что три стиха стоили ему трёх дней труда.
- Да я за это время написал бы сто, - воскликнул посредственный поэт, имени которого история не сохранила.
- Да, - ответил Софокл, - но они прожили бы только три дня.
Писатели и почитатели
В России поэты и писатели начали шутить сразу же после того, как у нас появилась светская литература. Баснописца Крылова, человека тучного и любящего поесть, знакомый как-то встретил за нехарактерным занятием - пешей прогулкой. На вопрос, почему он не воспользовался экипажем, Крылов ответил: «Нужно проголодаться до обеда».
Некий офицер по фамилии Кандыба потребовал у Пушкина немедленно сочинить рифму к словам «рыба» и «рак». Пушкин тут же ответил: «Кандыба дурак». Не смутившись, офицер попросил подобрать рифму к словам «рак» и «рыба». И получил: «Дурак Кандыба».
Лев Толстой, которого никак нельзя было причислить к писателям-юмористам, в жизни любил пошутить. Беседуя однажды с начинающими литераторами, Толстой упрекнул их в нежелании работать. На что те ответили, что их не печатают. Толстой решил проверить и направился в редакцию популярного журнала. Редактор решил, что это очередной графоман, не узнав в одетом по-простому старике великого писателя. «Вы уж лучше бумагомарание бросьте, - советовал редактор. - В ваши лета это поздно. Кстати, а раньше вы что-нибудь публиковали?» - «Да, знаете, написал кое-что - «Войну и мир», «Анну Каренину»…
Шуточки «совписов»
«Совписами» на канцелярите красных бюрократов назывались советские писатели. Литераторы, бывало, изощрённо мстили чинушам. Во время нэпа в одной из анкет, которую следовало заполнять писателям, был вопрос: «Владеете ли вы землёй и кто её обрабатывает?» Писатель и поэт Павел Лукницкий, более известный как первый биограф Николая Гумилёва, написал: «Владею землёй в цветочном горшке. Обрабатывает её кошка».
Основательно подзаправившись в ресторане «Националь», другой советский классик, Юрий Олеша, решил отправиться домой на такси. Заметив маячившую у дверей ресторана фигуру в чёрной расшитой золотом униформе, писатель попросил его вызвать машину. «Я не швейцар, я - адмирал», - возмутился человек в чёрном. «Ну тогда катер».
Писатель Виктор Астафьев относился к власти довольно лояльно, но фигу в кармане всё равно держал. Коллеги-писатели как-то взялись ему доказать, что в СССР удалось создать «нового советского человека». «А вот колхозника без желудка они всё-таки не создали», - ответил Астафьев.
Однажды Светлов сделал подборку переводов молдавских поэтов для кишинёвского издательства. С гонораром случилась задержка. Михаил Аркадьевич послал в издательство телеграмму: «В случае невыплаты денег в ближайшее время я переведу ваших поэтов обратно на молдавский». Шутить Светлов продолжал даже на больничной койке. На вопрос, можно ли принести ему в больницу фрукты и цветы, ответил: «Фрукты приносите, а цветы пока рано». Чуть позже, умирая от онкологии, он передал записку друзьям: «Принесите пиво, рак у меня уже есть».
Как Конан Дойл 12 банкиров напугал
Не отставали от советских и иностранные литераторы. Оскар Уайльд однажды проиграл во французском казино все наличные деньги. Когда швейцар открыл перед ним дверь, писатель попросил у него 20 франков в долг. Получив деньги, Уайльд тут же оставил их этому же швейцару на чай.
Большим шутником был и Александр Дюма. Поссорившись с неким офицером, он вынужден был принять очень жёсткие условия дуэли: один пистолет на двоих, и выстрелить в себя должен тот, кому по жребию достанется записка со словом «смерть». Зловещую записку вытащил романист. Простившись с друзьями, Дюма направился в соседнюю комнату. Раздался выстрел. Распахнув двери в комнату, очевидцы увидели живого и невредимого Дюма. «Простите, господа, промахнулся», - объяснил Дюма.
Однажды Марк Твен получил в редакции пачку плохих стихов под заголовком «Почему я живой?». Возвращая рукопись, Твен написал автору: «Потому что послали стихи по почте, а не пришли в редакцию лично».
К английскому драматургу Бернарду Шоу, бывшему уже в летах, обратилась одна дама: «Извините за назойливость, мистер Шоу, но сколько вам лет?» «Это зависит от ваших намерений», - ответил тот.
Ради шутки Артур Конан Дойл выбрал адреса дюжины самых крупных банкиров и послал каждому по телеграмме: «Всё выплыло наружу. Немедленно скрывайтесь». На другой день все 12 банкиров из Лондона исчезли.
Хемингуэя однажды спросили, что такое счастье. «Счастье - это крепкое здоровье и слабая память», - ответил автор романа «По ком звонит колокол». Кстати, в литературе Хемингуэй был не слишком склонен к юмору.
Возможно вам будет интересно: Кем на самом деле был Джек Потрошитель →