В Россию можно только верить. Что мешает нашим футболистам побеждать?

Поражение от Бельгии - случилось то, чего все опасались. © / Алексей Витвицкий / АиФ

Как-то, ещё пребывая в статусе начальника футбола, Виталий Мутко от всего сердца сказал: «Чемпионат мира без России - что свадьба без музыки».

   
   

Свадьба пела  

Дело было незадолго до первенства планеты-2010 в ЮАР, куда сборная, ведомая голланд­цем Хиддинком, отобраться не смогла. Тот факт, что на турнире не звучала русская гармонь, мировую футбольную общественность не тронул.

Много травы было истоптано с той поры: Виталий Мутко прочно осел в кресле главы министерства спорта, голландским духом в сборной больше не пахнет, Аршавин из «наше всё» превратился в злостного неплательщика алиментов, сидящего на скамейке запасных. И, да, главное - Россия получила право принять у себя дома чемпионат мира в 2018 году.

Поездка в Бразилию в 2014-м должна была стать для нас генеральной мировой репетицией. Отечественный «оркестр» во главе с самым высокооплачиваемым дирижёром прибыл на свадьбу, но... спустя 10 дней гуляний выяснилось, что наша вымученная песня вот-вот может оборваться, а на вершине хит-парада мелодии и ритмы совсем других народов - голландцев, французов, чилийцев, колумбийцев...

Ничья с Южной Кореей, обидный проигрыш бельгийцам, судороги в ногах, опустошение... Ещё недавно на страницах «АиФ» Кержаков рассказывал о том, что России по силам выиграть чемпионат мира, а вечером 22 июня нашим болельщикам уже пришлось кричать «Алжирушка, дави! Отними очки у Кореи». Это самая поганая ситуация - понимать, что всё теперь зависит не только от тебя.

Мы подписывали этот номер, когда у сборной ещё оставался шанс задержаться на бразильском карнавале. Для выхода в 1/8 финала нам мало победы в последнем матче группового этапа над Алжиром. Надо, чтобы, помимо этого: 1) Корея не выиграла у Бельгии или 2) если корейцы всё-таки добудут победу над бельгийцами, то Россия должна победить Алжир с такой же или большей разницей голов, чем Корея - Бельгию.

Сборная самой большой страны, подсчитывая очки, вероятно, с недоумением по­глядывала на крохотную Коста-Рику. Команду, досрочно оформившую себе выход из группы, в которой собрались не абы кто, а Италия, Англия и Уругвай.  

Стало ли нашим в этот момент неловко за специально сшитые под Бразилию костюмы от «Версаче» и зарплатную ведомость своего тренера? Годового дохода Капелло (8,3 млн фунтов, по оценкам британских СМИ. - Ред.) вполне хватило бы на то, чтобы выплачивать оклад наставнику костариканцев на протяжении четверти века. Это для всего остального есть Мастер-кард, а положение твоей команды в группе - бесценно.

   
   

«В какой-то момент у нас взяли направление на привлечение ино-странных тренеров. Почему? Никто до сих пор понять не может, - рассуждает Юрий Сёмин, экс-наставник национальной команды. - Но Капелло хотя бы не чета Хиддинку и Адвокату. Его, по меньшей мере, часто можно было видеть на трибунах в России, он отсмотрел много матчей, изучил возможности игроков...

Но вот что удивительно: при всех финансовых условиях, которые сейчас есть, у команды элементарно отсутствует своя тренировочная база. А она необходима! Не только национальной сборной, но и командам всех возрастов. На этой базе должна располагаться научная группа, которая анализировала бы каждую тренировку, каждого игрока. Это очень важно для развития нашего футбола».

«Да, Капелло сумел игроков обуздать, что у его предшественников не получалось, - говорит  Ринат Дасаев, вратарь сборной СССР. - Но никто не разубедит меня в том, что у отечественных тренеров есть преимущество: русский русского всегда поймёт. И дело не в языке, а в особенностях нашего характера».

Ну вы же министр!

К итальянскому наставнику сборной будет много вопросов: откуда у многих футболистов судорога в ногах, где был Дзагоев, что с Акинфеевым?.. Но главный вопрос Капелло сформулировал сам: «Для формирования у меня в распоряжении всего 64 игрока. Понимаете?»  

«Да, да», - вторит Капелло Виталий Мутко и сетует на антироссийский лимит на легионеров в клубах (на поле могут находиться 7 иностранцев, соответственно для наших остаётся лишь 4 позиции). А ещё министра спорта осеняет: «Российские ведущие игроки не уезжают играть в европейские чемпионаты, потому что здесь хорошо платят и не предъявляют высоких требований».

Да полно вам, Виталий Леонтьевич, вы же не вчера про лимит и отсутствие россиян в Европе узнали! Опять же, вы ведь министр, вам открыта дверь в самый высокий кабинет. Сходите туда и настучите на владельцев российских клубов, которые слишком много платят и хотят, чтобы у них играли иностранцы. А что до отсутствия наших футболистов в Европе, то надо на отечественных олигархов, владеющих западными клубами, спустить патриотическую нагрузку - пусть внедряют в составы русских пацанов. А то как-то неудобно получается: у Абрамовича в «Челси» играет бельгиец Азар, а Канунников в Перми прозябает.  

В общем, было бы желание. Вон, с немцев пример берите, которые в фаворитах в Бразилии ходят! После провала на чемпионате мира-98 и Евро-2000 они запустили в действие «Программу поддержки талантов». Не стеснялись, ездили по Европе, что-то подглядывали у французов, что-то - у голландцев. Клубы обязали построить академии для молодых игроков. Создали 300 региональных центров, где тренируются парни в возрасте от 11 до 14 лет. Отладили сотрудничест­во между центрами и клубами и т. д. «Деньги на обучение ребят выделяют спонсоры», - поясняет Ульф Шотт, глава немецкой программы.

И деньги, и спонсоры - всё у нас, как известно, есть. Но пора бы уже этому орошению российских полей миллионами «Газпрома» и иже с ним перерасти из количества в качество. До домашнего первенства осталось 4 года! Пора за ум браться, господа, ответственные за футбол! Иначе позора планетарного масш­таба не оберёшься.

P. S. И, пока последний матч сборной на этом турнире не сыгран, ничто не мешает нам верить и мечтать. Даже не об очках, которые позволят России задержаться на этом первенст-ве дольше Испании и Англии, а о том, что на поле наконец выйдут мужики, а не пижоны и хлюпики. О том, что это «открытие Америки» произошло неслучайно и не зря. О том, что когда-нибудь и мы будем заказывать музыку на чемпионате мира.