Европейский стандарт
АиФ.ru: Виктор Иванович, чем российское топливо по своему качеству отличается от европейского?
Виктор Чуяков: По своим основным характеристикам — ничем. В Европе и в России действует единый экологический стандарт на топливо: Евро-5. Причем значительная часть, например, дизельного топлива поставляется на европейский рынок с российских нефтеперерабатывающих заводов.
— Есть какие- то оценки нашего топлива от европейской аудитории?
— Европейские производители выпускают биотопливо, активно используя биодобавки как в бензине, так и в дизеле. При этом по своим потребительским характеристикам российское топливо ни в чем не уступает биотопливу. Но биодобавки несут в себе дополнительные риски: снижается окислительная стабильность топлива, уменьшается срок его хранения, а также может повышаться содержание воды в бензинах или снижаться морозоустойчивость в дизельном топливе. Получается, что российское натуральное топливо без биодобавок более комфортно для двигателей автомобилей.
— Какие методы проверки качества топлива используют сегодня в России? Они отличаются от зарубежных?
— Принципиально не отличаются. Произошла значительная унификация американских, европейских и российских стандартов тестирования топлива. Применяемые методики стали очень схожи. Кроме этого, в России начало развиваться производство собственных приборов и анализаторов, которые можно использовать для проведения большинства тестов. Некоторые автолюбители иногда пытаются самостоятельно проверить качество бензина, но используют для этого несертифицированные бытовые экспресс-анализаторы. Такие анализаторы дают недостоверные результаты, как и другие похожие бытовые приборы, используемые для тестирования продуктов, воды и прочего. К сожалению, не все об этом знают. В итоге многие люди оказываются введёнными в заблуждение, особенно когда результаты таких самодеятельных «исследований» публикуются в соцсетях.
Достоверные результаты могут дать только аккредитованные лаборатории и сертифицированные приборы и анализаторы. К примеру, в стационарных лабораториях, для проверки октанового числа используются специальные моторные установки. Они достаточно массивные, весят несколько тонн и устанавливаются на специальный фундамент. Естественно, в бытовых условиях такой тест не провести.
Держим марку
— Мало добиться хорошего качества, его нужно поддерживать. Какие технологии в России используют, чтобы качество топлива сохранялось на достигнутом уровне и даже повышалось?
— Самые большие риски для топлива начинаются при отгрузке с НПЗ и транспортировке до АЗС. На этом пути есть несколько этапов, и на каждом из них нами организован контроль качества. Используются и дополнительные технические средства контроля: это и электронная пломбировка на бензовозах, которая предупреждает вскрытие и доступ к топливу при транспортировке, и дополнительные проверки на АЗС, и удаленный контроль за измерительными системами, через которые проходит топливо. У нас есть парк мобильных передвижных лабораторий, которые хорошо оснащены и позволяют проверить топливо прямо на АЗС. Контроль топлива совершенно необходим на всех точках, чтобы гарантировать сохранность его качества.
— При изготовлении топлива используют разные присадки. Какие у нас практикуют: российские или зарубежные?
— Вы знаете, топливо производится на нефтеперерабатывающих заводах уже с использованием присадок. Компонентов в топливе достаточно много, улучшают разные параметры: смазывающую способность, повышают октановое число, снижают температуру замерзания. Поэтому здесь используется достаточно широкая линейка присадок как российского, так и импортного производства. Также крупными компаниями используются брендовые марки топлива улучшенного качества. Для производства такого топлива используются, как правило, импортные присадки ведущих мировых производителей.
— Такой вот обывательский вопрос: когда приезжаешь на заправку, как понять, что топливо действительно качественное?
— Для автолюбителей, которые интересуются качеством топлива, дам один совет. На заправке обязательно должен находиться паспорт качества на ту партию топлива, которая сейчас продается. Этот паспорт качества должен быть выпущен нефтебазой, а не нефтеперерабатывающим заводом. Дело в том, что иногда недобросовестные нефтебазы не проверяют качество топлива, а перепечатывают данные, которые получают в заводских паспортах. И более того, используют такой паспорт для топлива, которое к этому заводу отношения совсем не имеет. Надо убедиться, что именно эта партия топлива проанализирована и паспорт выпущен именно на нефтебазе. В паспорте указывается, в каком резервуаре находится эта партия и какой размер этой партии. И второй совет: надо принимать во внимание, что срок действия такого паспорта распространяется до момента поступления следующей партии топлива на АЗС, а скорость продажи партии — как правило, один или два дня. Если вы видите на АЗС паспорт качества, который выпущен неделю назад, то можете смело подозревать, что данный паспорт не имеет отношения к реализуемому сейчас топливу и здесь топливо может быть некачественным. Ещё раз повторюсь, на каждую партию топлива должен быть свежий паспорт качества, тогда можно с уверенностью говорить о том, что торгует АЗС кондиционным топливом.
— На заправках нередко можно увидеть один вид топлива, например, 95-й, но с дополнительными названиями. Причем один из них стоит дороже. С чем это связано?
— Топливо без дополнительного названия — это топливо базовое, произведенное на заводе. Если вы видите какое-то дополнительное название к этой марке бензина, это говорит о том, что компания вывела на рынок топливо с улучшенными характеристиками, так называемое «брендированное топливо». Как правило, такие улучшенные характеристики заранее проверяются в лабораториях, есть специализированные центры, где уже проверяется влияние такого топлива на двигатель и на расход. Эти испытания проводятся в течение нескольких недель, иногда месяцев, для того чтобы понять, как топливо улучшает работу двигателя. Брендированное топливо в основном направлено на повышение ресурса двигателя, снижение расхода топлива и в некоторых случаях — повышение мощности двигателя. Это основные параметры. И брендированное топливо, если оно прошло испытание в лабораториях, по своим характеристикам превосходит топливо, которое просто выпущено на заводе без улучшения.
Смотрите также:
- Зимний комфорт. Как выбрать дизель для холодного сезона →
- Новое топливо «Роснефти». Впервые в России, далее везде →
- Топливо будущего. Как улучшить качество горючего →