Нет, неправда. Информация о возможном запрете эксплуатации автомобилей старше пяти лет стала появляться в социальных сетях и на форумах незадолго до выборов президента РФ, которые состоялись 18 марта 2018 года. В публикациях речь шла о том, что новый закон будет принят сразу после того, как президент вступит в должность. Однако такого указа не было. Об этом свидетельствуют официальные источники, где размещают правовые документы. Информация о скором запрете эксплуатации машин старше 5 лет является домыслом, поскольку власти не объявляли о планах вводить подобные запреты ни сейчас, ни в ближайшем будущем.
Почему возникли разговоры об этом?
Разговоры о запрете эксплуатации автомобилей старше определенного возраста ведутся в России не первый год. Они периодически возникают в обществе и в правительстве. Еще в 2009 году Минпромторг России предлагал внести в закон «О безопасности дорожного движения» поправку, запрещающую эксплуатацию легковых автомобилей старше 25 лет. Об этом говорилось в программе развития автопрома до 2020 года, которую разрабатывали Минпромторг и Минэкономразвития РФ и которая должна была начать действовать в 2012 году.
В 2015 году запретить эксплуатацию старых автомобилей предлагали и в Мосгордуме. В частности, глава Комиссии Мосгордумы по экологической политике Зоя Зотова предлагала ограничить эксплуатацию автомобилей старше 15 лет. По ее мнению, машины старше 15 лет наносят вред экологии и часто небезопасны в эксплуатации.
Возможно ли принятие закона?
Принятие закона о запрете эксплуатации автомобилей старше пяти лет противоречит ст. 35 Конституции РФ, в которой говорится, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. К тому же никто из владельцев таких транспортных средств не согласится бесплатно расстаться с машиной.
Какие есть альтернативы?
Властями уже был принят ряд мер по сокращению количества старых автомобилей на дорогах. С 2010 по 2014 год в стране действовала государственная программа по утилизации автомобилей старше 10 лет. Тогда автосалоны принимали старые машины, а их владельцы получали скидку на новое авто номиналом 50 000 рублей.
Параллельно с программой по утилизации в 2012 году в России был введен утилизационный сбор. Благодаря ему количество ввозимых импортерами на территорию РФ подержанных автомобилей уменьшилось. С 1 апреля этого года ставки утилизационного налога были в очередной раз повышены. Для подержанных машин коэффициент вырос с 8,26 до 15,69. В среднем, чтобы привезти в Россию автомобиль старше пяти лет c двигателем объемом 1.8 импортеру нужно заплатить сбор в размере более 300 тыс. рублей.
В числе проектов по сокращению количества старых автомобилей — увеличение транспортного налога и стоимости полиса ОСАГО для таких транспортных средств. Однако пока никаких постановлений об этом, как и о запрете на эксплуатацию транспортных средств старше 5 лет, не принято.
Смотрите также:
- Минпромторг: Запрета на ввоз праворульных машин не будет →
- Депутаты хотят запретить регистрацию праворульных машин →
- Какие старые машины попадут в чёрный список в России? →